Автомобильная дорога
Определение «Автомобильная дорога» по БСЭ:
Автомобильная дорога - комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъёмы и спуски, увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить только А. д., специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей (носящие название во Франции autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada, в США highway и т. п.).
В зависимости от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчётной интенсивности движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год, которые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А. д. разделяют на 5 технических категорий. Чем выше расчётная интенсивность движения, тем выше категория дороги и её технические характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для 5-й категории 30 км/ч). Расчётная скорость - наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.
Техническая классификация А. д. СССР приведена в табл. 1.
Табл. 1. - Техническая классификация автомобильных дорог СССР
Показатели | Технические категории автомобильных дорог |
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я |
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях | Более 6000 | 6000- 3000 | 3000- 1000 | 1000- 200 | Менее 200 |
Расчётная скорость движения, км/ч | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 |
Ширина проезжей части, м | 2х7,5 и более | 7,5 | 7 | 6 | 4,5 |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3,0 | 4,5 |
Наибольшие продольные уклоны, ‰ | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, кн | 100 | 100 | 60 | 60 | 60 |
тс | 10 | 10 | 6 | 6 | 6 |
Основные
элементы, определяющие поперечный
профиль автомобильной дороги (рис. 1):
расстояние а
между бровками в,
условно называют шириной земляного полотна;
проезжая часть б,
обочины г для
временной остановки автомобилей; резервы д, из которых
берут грунт для
возведения земляного полотна; обрезы e - части
дорожной полосы для
размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных
насаждений, линий
связи, линейных зданий, транспортных устройств и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду.
Покрытие ж -
верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из
наиболее прочных дорожно-строительных материалов, воспринимает
нагрузку от колёс автомобилей. Покрытие
должно быть ровным, с
шероховатой поверхностью и
обеспечивать хорошее сцепление с колёсами автомобиля.
Основание з -
несущий слой дорожной одежды, воспринимающий расчётную нагрузку автомобилей. Дополнительный слой
основания и имеет
различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для лучшей
видимости границ проезжей части и
укрепления краев покрытия устраивают краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
В местах прохода А. д. через
водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а
также в местах
пересечения с другими путями
сообщения устраивают искусственные сооружения -
мосты, трубы, путепроводы, транспортные
развязки и др. (рис. 2).
Бурный рост автомобильного транспорта вызвал
увеличение интенсивности движения по А. д. как грузовых, так и легковых автомобилей. Это потребовало специальных мероприятий, обеспечивающих
повышение безопасности,
регулирование движения и
обслуживание проезжающих:
вдоль бровок устанавливают или подвешивают над проезжей
частью дорожные
знаки и указатели, на крутых поворотах устраивают виражи
(односкатные уклоны проезжей части к центру
кривой), ограждения дороги, производят
разметку проезжей части, оборудуют светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают автовокзалы, автопавильоны,
автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели,
кемпинги и т. п., а для
обеспечения грузовых перевозок,
кроме того, - грузовые
автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п.
Одной из важнейших транспортно-эксплуатационных характеристик А. д. является её пропускная
способность (ПС), т. е.
максимальное число автомобилей, которое без заторов
может пройти через
данный участок А. д. в
течение определённого промежутка времени
(например, за час).
Величина ПС в основном зависит от ширины и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов, состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Максимальная ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет
около 2 тыс. легковых автомобилей в час или,
примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки.
Наличие грузового движения
резко снижает ПС и при 70-80% грузовых автомобилей в транспортном потоке ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м составляет 8-9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактическая интенсивность движения на А. д. превышает
величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатационные
показатели А. д. резко снижаются.
Строительство А. д. в СССР осуществляют с помощью высокопроизводительных дорожных машин по поточному методу с применением
комплексной механизации. При возведении земляного полотна
широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др. Отдельные конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальто- и цементобетонные смеси приготовляют на автоматизированных смесительных установках.
Полностью механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований для них.
При эксплуатации А. д.
бесперебойное движение поддерживает
служба ремонта и
содержания А. д., а регулирование и обеспечение безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
Основные
направления технического прогресса в
строительстве А. д.: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий и их сроков
службы, внедрение более
совершенной технологии строительства и
уменьшение зависимости
выполнения строительных работ от климатических условий.
Лит.:
Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н.
Иванова, т. 1-2, М., 1963-64; Автомобильные дороги, М., 1964.
В. К. Некрасов
Сеть автомобильных дорог.
Повсеместное строительство А. д. было вызвано быстрым ростом автомобильного
парка. Если в 1913
длина находившихся в эксплуатации дорог общего
пользования составляла не более 25 тыс.км, то сеть А. д. в 1965 насчитывала
свыше 18 млн.км (см. табл. 2).
Табл. 2. - Общая протяжённость автомобильных дорог земного шара (млн.км) на 1965
| Общая протяжённость А. д. | В т. ч. с твёрдым покрытием | Из них усовершен- ствованные | Вся сеть, % |
Мир в целом | 18,3 | 10,9 | 5,0 | 100 |
Капиталистич. и развивающие- ся страны | 15,7 | 9,7 | 4,6 | 85,7 |
в т. ч. экономически развитые | 12,2 | 8,8 | 4,3 | 66,6 |
экономически слабо- развитые | 3,5 | 0,9 | 0,3 | 19,1 |
Социалистич. страны | 2,6 | 1,1 | 0,3 | 14,3 |
в т. ч. СССР | 1,4 | 0,4 | 0,1 |
другие европ. страны | 0,7 | 0,5 | 0,2 |
Размещение А. д. по частям света в 1965 (без СССР и других социалистических стран)
показано в таблице 3.
Табл. 3. - Протяжённость сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965
Части света | Общая протя- жённость A. д. | В т.ч с твёрдым покрытием | Из них усовер- шенствованных |
тыс. км | % | тыс, км | % | тыс. км | % |
Европа | 3535 | 22,5 | 2630 | 27,1 | 1570 | 33,9 |
Азия | 1885 | 12,0 | 1015 | 10,4 | 225 | 4,8 |
Африка | 1400 | 8,9 | 315 | 3,2 | 85 | 1,8 |
Сев. Америка | 6730 | 42,8 | 5060 | 52,2 | 2500 | 54,0 |
Лат. Америка | 1150 | 7,3 | 260 | 2,7 | 90 | 1,9 |
Австралия и Океания | 1035 | 6,5 | 430 | 4,4 | 170 | 3,6 |
Итого | 15735 | 100 | 9710 | 100 | 4640 | 100 |
Густота сети А. д. (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км
2 обжитой территории), в том числе в капиталистических и развивающихся странах - 30 км (из них в слаборазвитых странах -9,7 км), в социалистических странах - 11,0 км (в т. ч. в СССР - 9,6 км). Тот же
показатель на 10 тыс жителей выглядит так: мир в
целом - 56 км;
капиталистические и развивающиеся страны - 72 км, в том числе
слаборазвитые - 23 км; социалистические страны - 24 км, в том числе СССР - 59 км.
Важнейшие А. д. мира. Западная Европа:
Лондон -
Париж -
Ницца - Рим - Палермо; Лондон -
Лозанна -
Милан - Бриндизи;
Лисабон - Париж - Стокгольм; Лисабон - Берн -
Копенгаген -
Стокгольм - Хельсинки; Лондон - Вена -
Будапешт -
Белград -
Александруполис - Стамбул; Рим -
Берлин - Осло - Стурдаль; Рим - Вена - Варшава; Лондон -
Гаага - Берлин - Варшава; (Париж) -
Прага -
Варшава - (СССР);
Триест - Прага -
Щецин -
Гамбург - Берлин - Прага - Будапешт -
Бухарест - Констанца; Берлин -
Вроцлав -
Краков -
Пшемысль - (СССР).
Азия: Базерган
(граница с Турцией) - Хой -
Тегеран -
Мешхед -
Герат -
Кабул -
Пешавар -
Исламабад - Дели -
Дакка - Кало -
Пномпень -
Сайгон и Тегеран -
Керман -
Лахор - Дели
(далее через
Непал) - Дакка - Рангун-
Бангкок -
Куала-Лумпур -
Сингапур -
Джакарта - Денпасар (о. Бали).
Африка: Каир -
Александрия -
Триполи -
Тунис -
Алжир -
Танжер, Каир -
Луксор -
Хартум, Алжир -
Нигер, Алжир -
Конго, Танжер - Дакар.
Северная Америка:
Вашингтон -
Нью-Йорк -
Олбани -
Буффало, Чикаго -
Омаха -
Шайенн -
Сан-Франциско, Чикаго -
Сент-Луис -
Новый Орлеан (США);
Торонто -
Монреаль (Канада).
Латинская Америка:
Нуэво-Ларедо -
Мехико -
Гватемала -
Сан-Сальвадор -
Манагуа -
Сан-Хосе, Рио-де-Жанейро -
Сан-Паулу -
Монтевидео -
Буэнос-Айрес -
Вальпараисо, Каракас -
Богота - Кито - Лима -
Ла-Пас - Буэнос-Айрес.
Австралия:
Мельбурн -
Сидней -
Брисбен, Мельбурн -
Аделаида - Порт-Огаста, Джералдтон - Перт - Олбани.
Табл.4. - Густота сети автомобильных дорог по частям света (км.)
Части света | На 10 тыс. жит. | На 100 км2 |
вся сеть | дороги с твёрдым покрытием | вся сеть | дороги с твёрдым покрытием |
Европа | 109 | 82 | 93 | 70 |
Азия | 17 | 9 | 12 | 6 |
Африка | 46 | 10 | 5 | 1 |
Сев. Америка | 319 | 232 | 31 | 23 |
Лат. Америка | 49 | 11 | 5 | 1 |
Австралия и Океания | 582 | 247 | 12 | 5 |
А. д. СССР.
Сооружение А. д. в СССР осуществляется с учётом размещения населённых пунктов, железных дорог, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По народно-хозяйственному
значению, характеру обслуживаемых ими населённых пунктов А. д. делятся на: общего союзного значения, обеспечивающие
межреспубликанские связи и соединяющие столицы союзных республик между
собой и важнейшими экономическими центрами, а также
обслуживающие международные сообщения, аэропорты и
курорты общесоюзного значения; республиканского значения - обеспечивающие межобластные связи и соединяющие
республиканские и областные центры между собой и важными экономическими центрами областей, железнодорожными станциями и портами, а также подъезды к А. д. общегосударственного значения; областного значения - обеспечивающие внутриобластные связи и соединяющие центры областей с городскими и районными центрами, а также важные промышленные и сельскохозяйственные пункты с сетью дорог республиканского значения, железнодорожными станциями и портами; местного значения, обеспечивающие внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отдельными населёнными пунктами, совхозами и колхозами;
ведомственные, находящиеся в ведении отдельных министерств (лесного хозяйства, нефтедобывающей
промышленности, цветной металлургии и др.).
А. д., соединяющие относительно
удалённые друг от друга важные в экономическом и оборонном
отношении районы и пункты и обеспечивающие массовое
скоростное движение, называются магистральными (см. Автомобильная магистраль).
Строительство А. д. осуществляется за счёт государственных капитальных
вложений, отчислений от прибылей автотранспортных
предприятий, а строительство местных А. д. - с привлечением к участию промышленных, сельскохозяйственных и других хозяйственных предприятий и колхозов. Строительство А. д. широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот
период была проведена
реконструкция старых
шоссе и построен ряд новых А. д. С 1913 по 1940
общее протяжение дорог с твёрдым покрытием увеличилось в 4 раза. В
послевоенные годы проведены большие
работы по
восстановлению и ремонту А. д., построено
много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а также крупных транзитных магистральных А. д., по которым осуществляется
регулярное грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940 по 1966 протяжение А. д. с твёрдым покрытием возросло в 3 раза и составляет 456 тыс.км (на
конец 1968). За это же
время протяжение А. д. с усовершенствованными покрытиями возросло более чем в 20 раз (достигнув 145 тыс.км). Для большего удобства пользующихся дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям присвоены
маршрутные номера.
Москва -
Ленинград (719 км;
маршрут № 10) -
первая в России дорога с твёрдым покрытием. Построена в 1722-46 (твёрдое покрытие с 1817 по 1834). Реконструирована в 1953-58. Подъезды к
аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому
заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений. Проходит через Клин,
Калинин (обход), Валдай, Новгород. Вместе с А. д. Ленинград -
Выборг (200 км) составляет магистральную А. д.
Москва -
Минск -
Брест (1054 км; маршрут № 1) -
транзитная магистраль, соединяющая
Центр Европейской части СССР, БССР и Польскую Народную
Республику. Строительство началось в 1936,
закончено в 1954.
Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска, Орши,
Борисова, Барановичей, Кобрина.
Москва -
Харьков -
Симферополь (1395 км; маршрут № 4). Связывает Центр Европейской части СССР с
Украиной, курортами Крыма.
Участок Москва - Харьков построен в 1840-60. Дорога
полностью реконструирована в 1946-50. Проходит через
Серпухов, Тулу, Орёл,
Курск, Белгород, Красноград, Новомосковск, Запорожье, Мелитополь, Джанкой. От
Симферополя А. д. отходят на Евпаторию,
Севастополь, Ялту,
Феодосию и Керчь.
Москва -
Воронеж -
Ростов-на-Дону (1065 км; маршрут № 5). Соединяет Центральные районы с Северным Кавказом. В городе
Шахты примыкает к А. д. Киев - Харьков - Ростов-на-Дону. Отдельные участки дороги построены во 2-й
половине 19 в.; участок
Кашира - Воронеж реконструирован в 1957-61. Строительство дороги полностью закончено в 1967. Проходит через
Ступино, Каширу (мост через реку Оку),
Ефремов, Елец,
Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский.
Москва -
Горький -
Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839-89. Участок Москва - Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи с постройкой Горьковского автозавода.
Коренная реконструкция произведена в 1954-63. А. д. проходит через
Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары. Подъезды к
Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань -
Свердловск А. д. войдёт в маршрут № 8. От города Владимира отходит А. д. на
город Суздаль, Иваново.
Москва -
Куйбышев (1070 км; маршрут № 7). Соединяет Центр со Средним Поволжьем. Проходит через Коломну,
Рязань, Пензу,
Сызрань, Тольятти. Реконструирована в 1957-65. В
ближайшие годы
после завершения сооружения А. д. Куйбышев - Уфа -
Челябинск будет обеспечена
связь с районом Урала.
Московская
кольцевая А. д. (МКАД, 109 км) - скоростная
автомагистраль. Построена в 1958-62. Обеспечивает
распределение движения примыкающих магистральных дорог. С 1960 - граница Москвы.
Ленинград - Киев -
Одесса (1744 км; маршрут №20) - транзитная Балтийско-Черноморская магистраль. Участок Ленинград - Киев построен в 1838-88, реконструирован после Великой Отечественной войны. Участок Киев - Одесса построен в 1955-60. Проходит через Лугу,
Псков, Витебск, Оршу,
Могилёв, Гомель, Чернигов, Белую
Церковь, Умань.
Ленинград -
Таллин - Рига -
Калининград (1045 км; маршрут № 21) - основная прибалтийская А. д. Проходит через Нарву,
Пярну, Елгаву, Шяуляй.
Киев - Харьков - Ростов-на-Дону (950 км; маршрут № 13) - крупнейшая широтная магистраль УССР. Построена в 1946-52. Проходит через Полтаву,
Славянск, Артёмовск, Шахты, Новочеркасск.
Ростов-на-Дону -
Новороссийск (415 км, маршрут № 18). Построена в 1954-59.
Выход к Черноморскому
побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
Черноморское шоссе (Новороссийск -
Батуми) (750 км; маршрут № 19).
Построено в 1887-1910.
Восстановлено в 1946-50. Продолжаются работы по
спрямлению и
расширению участков с большим автомобильным движением. Подъезды к Адлеру,
Абрау-Дюрсо, станции
Мацеста, озеру Рица, Пицунде и др. В
Самтредиа отходит А. д. на
Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).
Ростов -
Беслан - Баку (1332 км, маршрут № 14) - основная автомагистраль Северного Кавказа. Построена в 1945-55 до
Орджоникидзе, на остальном протяжении в 1956-65. Промежуточные пункты:
Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды,
Пятигорск, Нальчик, Сумгаит. Подъезды к
Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
Беслан - Тбилиси - Ереван (533 км, маршрут №16). Соединяет кратчайшим
путём Северный Кавказ и
Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе,
Ленинакан. Участок Орджоникидзе - Тбилиси (208 км) называется Военно-Грузинской
дорогой. Из Тбилиси отходят А. д. на Баку, Ереван, Батуми.
Алма-Ата -
Фрунзе -
Ташкент (812 км). Построена в 1957-65. Главная автомагистраль Южного Казахстана. Проходит через
Джамбул - Чимкент.
Ташкент -
Термез (708 км) -
Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в 1940. В
настоящее время (1968) производится
коренная реконструкция со спрямлением и уширением отдельных участков. Проходит через
Гулистан, Янгиер, Джизак, Самарканд. Вместе с
предыдущей А. д. составляет маршрут № 36.
Фрунзе - Ош (605 км). Построена в 1956-65. Главная автомагистраль Киргизской ССР, соединившая кратчайшим путём
северные и южные области республики. Проходит через Токтогул,
Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР
автодорожный тоннель (2,5 км) на высоте 3,2 км.
Ош -
Хорог (701 км) - Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе - Ош составляет маршрут № 37. Дорога построена в 1931-34. Обеспечивает
перевозки грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по территории Киргизской ССР и Таджикской ССР. Проложена по высокогорной
местности (некоторые перевалы имеют высоту более 4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
Бийск - Ташанта (626 км) - Чуйский тракт. Строился в 1903-13 как
гужевой тракт в Монголию. Реконструирован в 1932-36 и в послевоенное время. Обслуживает связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки. Проходит по долине рек Катуни и Чуй.
Подъезд к
Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в МНР является Западно-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А. д.
Новосибирск -
Бийск - Ташанта общим протяжением 1040 км (маршрут № 34).
Абакан -
Кызыл (436 км, маршрут № 35) - Усинский тракт (название от реки Ус - притока Енисея). Построен в 1911-17 как гужевой тракт. Пересекает Западные
Саяны. Обслуживает транспортные связи Тувинской АССР. Проходит через
Минусинск (ж.-д.
станция). Подъезд к Шушенскому.
В ближайшие годы будут построены и реконструированы А. д.: Москва - Рига, Москва -
Волгоград, Москва -
Брянск - Киев, Куйбышев - Челябинск, Казань -
Ижевск - Свердловск, Челябинск -
Караганда, Полтава -
Кишинев, Тольятти - Куйбышев и др.
В августе 1968 принято
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР, которое предусматривает
ежегодное увеличение темпов строительства и реконструкции А. д. на 20%.
Объём строительства дорог с твёрдым покрытием к 1975
должен составить 40 тыс.км.
Г. И. Шейнис.
Рис. 1. Поперечный профиль автомобильной дороги.
Рис. 2.
Пересечение автомобильных дорог Москва - Ленинград
(слева) и Москва - Шереметьево.
Автомобильные дороги СССР
(карта).
Автомобиль-цистерна
Автомобильная дорога
Автомобильная магистраль