Аллах

Значение слова Аллах по Ожегову:
Аллах - Бог

Аллах в Энциклопедическом словаре:
Аллах - (араб.) - имя Бога в исламе.

Значение слова Аллах по Религиозному словарю:
Аллах - Широко распространенное на Ближнем Востоке имя бога. Первоначально (до возникновения ислама) обозначало племенного бога мекканских курейшитов. Аллах - очень древнее имя бога. Оно связано своим корнем (Илляха) с общесемитским Эл, Элоха. Есть основания полагать, что Аллах пользовался почитанием и у других племен, помимо курейшиов, но не в качестве единственного, а в качестве сильного или верховного бога. В мусульманской традиции приписывать Аллаху множество разоичных имен. Аллаху приписываются те же свойства, которыми наделяют своих богов иудаизм, христианство и зороастризм: всеведение, всемогущество, праведность. В то же время кораническому Аллаху приписываются многие неприглядные свойства, свойственные обывателю того времени: мстительность, противоречивость,пристрастность, тщеславие. Уже в первых сурах Корана (96 и 74) имеется призыв признать Мухахмеда пророком Аллаха.

Значение слова Аллах по словарю Ушакова:
АЛЛАХ, аллаха, мн. нет, м. (араб.). Бог у магометан. Аллах его ведает (шутл.) - не знаю, неизвестно. Одному аллаху известно (шутл.) - то же. Ну его к аллаху! (фам.) - ну его к чорту!

Значение слова Аллах по словарю Брокгауза и Ефрона:
Аллах (образовано из члена al и арабского слова il â h), по толкованию арабов, должно обозначать "достойный (или достойное) молитв", но на деле происходит несомненно от древнесемитического имени Бога "Эль"; это — арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность Мохаммедом. Таким образом это имя проникло в языки всех мохаммеданских народов; хотя известия о религиозном быте арабов в домохаммедово время очень скудны и отчасти труднопонятны, но можно принять с большою вероятностью, что вера в единого всевышнего Бога, стоящего выше других богов, была весьма распространена в Средней Аравии (Хиджаз). Когда Мохаммед вследствие своих частых соприкосновений с евреями и христианами убедился в истинности монотеистического учения, он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и перенес на этого последнего — конечно, сильно видоизмененное — еврейское понятие Бога. Мохаммедово представление об этом Боге — как оно изложено в Коране — чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и восточной страстности. Прежде всего, он в противоположность многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет бога, кроме Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею бесконечностью; Он — средоточие, в котором все соединяется, явен и скрыт. Он — господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки, заключающиеся именем А. как сотым, вмещающим в себе все прежние эпитеты.

Определение слова «Аллах» по БСЭ:
Аллах - имя бога в Исламе. Образовано от арабского «илах» - божество, с прибавлением определённого члена «аль» (у арамейцев - «алаха»). А. как верховный бог был известен у северных арабов до ислама. Представление об А. как едином боге, творце мира, от которого зависит всё происходящее, установилось в раннем исламе (в частности, в Коране).
Лит.: Гольдцигер И., Лекции об исламе, рус. пер., СПБ, 1912; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII - XV веках, [Л.], 1966.

Аллануров    Аллах    Аллах*