Альберти

Альберти в Энциклопедическом словаре:
Альберти - (Alberti) Леон Баттиста (1404-72) - итальянский ученый,архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретическиетрактаты (''О статуе'', 1435, ''О живописи'', 1435-36, ''О зодчестве'';опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства игуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуреиспользовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе,1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51). (Alberti) ЛеонБаттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянскийгуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.Родился всемье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманистаГаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и вуниверситете, по окончании которого стал доктором канонического игражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 идо конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) припапской курии.Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьмаразнопланово: к 1425 относится комедия ''Филодокс'' (1890), затем былинаписаны трактаты ''Деифира'' (1481) и ''О преимуществах и тяготах занятиянауками'' (1890); первые три книги диалогов ''О семье'' (1844) составлены в1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочиненытрактаты ''О статуе'' (1568) и ''О живописи'' (1540), гораздо позже, в 1449 ,созданы ''Десять книг о зодчестве'' (1485); между 1434 и 1443 появилисьтрактаты ''О праве'' (1890) и ''Первосвященник'', ''Жизнеописание Св. Потита''(1568), диалоги ''Теодженио'' (1490) и ''О спокойствии души'' (1844); после1443 написан аллегорический трактат ''Мом, или о государе'' (1520), в 1449 -''Математические забавы'' (1568); к наиболее значительным произведениямпоследующих лет относятся ''Застольные беседы'' (1890) и ''Домострой'' (1848).По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани -новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо вРимини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримскойархитектуры (триумфальные арки и аркады).Круг занятий и увлечений Хотябольшую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишьвремя от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействиемимпульсов культурной и художественной среды этого города складывалось егомировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений.Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известенпрежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе стем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов,занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не толькоизобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл наоргане. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизньобщества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципыхозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Онобнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал ипроектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работывыведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам,графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческихустремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансногогуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенныхуспехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенствеусваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственныйоблик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность,щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современниковчеловеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой небез основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг озодчестве. М., 1935. Т. 1-2.Религия. Добродетель. Рок и фортуна //Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С.152-161.О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411.Alberti L. B.Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3.Литература:Леон Баттиста Альберти.М., 1977.Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.Gadol J.Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago;London, 1969.О. Ф. Кудрявцев (Alberti) Рафаэль (р. 1902) - испанский поэт. Антифашистские иреволюционные стихи (сборники ''Строфы Хуана Панадеро'', 1949; ''Поэмыизгнания и надежды'', 1976), антивоенные ''Баллады и песни реки Парана''(1954), лирический сборник ''Стихи о любви'' (1967), стихотворный цикл ''Оживописи'' (2 изд., 1968), пьеса ''Ночь войны в музее Прадо'' (1956), книгавоспоминаний ''Затерянная роща'' (1959), ''Пабло Пикассо'' (1977).Международная Ленинская премия (1965).

Определение слова «Альберти» по БСЭ:
Альберти - Альберти (Alberti)
Леон Баттиста (18.2.1404, Генуя, - 25.4.1472, Рим), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. Выступил в защиту литературных прав
«народного» (итальянского) языка В ряде теоретических трактатов («О статуе», 1435, и «О живописи», 1435-36, - на итальянском языке; «О зодчестве», опубликовал в 1485, на латинском языке) А. обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. На латинском языке написал комедию
«Любитель славы» (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме «Мом» (между 1443 и 1450). В сочинении на итальянском языке «О семье» (кн. 1-4, 1437-41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.
В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам А.) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы А., и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
Соч.: Opuscoli morali, trad. da С. Bartoli, Venezia, 1568; Opere volgari, v. 1-2, Bari, 1960-66; Десять книг о зодчестве, т. 1 - 2, М., 1935-37.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Mancini G., Vita di Leon Battista Alberti, Firenze, 1911; Stokes A., Art and science. A study of Alberti, Piero della Francesca and Giorgione, L., [19491.
В. А. Лебедев, Г. В. Рубцова.
Л. Б. Альберти. Фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1456 - 70.

Церковь Сант-Андреа в Мантуе. 1472 - 94. Построена Л. Фанчелли по проекту Л. Б. Альберти.

Церковь Сан-Франческо в Римини 1447 - 68. Перестроена Маттео де Пасти по проекту Л. Б. Альберти из готического храма.

Дворец Ручеллаи во Флоренции. 1446 - 51. Построен Б. Росселлино по планам Л. Б. Альберти.

Л. Б. Альберти.


Альберти - Альберти (Alberti)
Рафаэль (р. 16.12. 1902, с. Пуэрто-де-Санта-Мария, провинция Кадис), испанский поэт. Коммунист. Первые стихи А. 20-х гг. близки к традициям народной поэзии. Революционная ситуация, создавшаяся в Испании, падение диктатуры Примо де Риверы (1930) внесли новое содержание в творчество А. Пьесу
«Фермин Галан» (1931) он посвятил жизни и героической гибели революционера, цикл стихов «Испанские крестьяне», вошедший в сборник «Лозунги» (1933, рус. пер. 1934), - быту и борьбе испанских трудящихся. В годы национально-революционной войны испанского народа (1936-39) А. играл видную роль в Союзе антифашистской интеллигенции Испании. Стихи этих лет - в книге
«Поэт на улице» (1936) и «На переломе» (1937). После поражения республиканской Испании А. переселился в Аргентину. Опубликовал сборники «Между гвоздикой и шпагой» (1941), «Прибой» (1944), «Строфы Хуана Панадеро»
(1949, рус. пер. 1956). «Баллады и песни реки Парана» (1954) посвящены борьбе народа за мир и свободу. Написал пьесы «Ночь войны в музее Прадо» (1956, рус. пер. 1960) и др. В 1959 вышли две книги воспоминаний «Затерянная роща»
(рус. пер. 1968). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (за 1964). Живёт в Риме.
Соч.: Poesia (1924 - 1944), В. Aires, [1946]; La arboleda perdida. Libros I у II de Memorias, B. Aires, 1959; в рус. пер. - Испанские крестьяне (Эстремадура), Стихотворения, М., 1934; Стихи, М.- Л., 1963; Сценические стихи, М., 1966; [Стихи], в сборнике: Звездное небо. Стихи зарубежных поэтов в пер. Б. Пастернака, М., 1966.
Лит.: Кельин Ф. В., Рафаэль Альберти и Мариа-Тереса Леон, «Интерн. литература», 1934, № 3-4; Плапскин З. И., «Строфы Хуана Панадеро» Рафаэля Альберти, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1955, № 184, в. 22; Essai de bibliographic de Rafael Alberti, par R. Marrast,
«Bulletin Hispanique», 1955, t. 57, № 1 - 2.
Р. Альберти.

Альберта    Альберти    Альбертин