Ампир

Значение слова Ампир по Ефремовой:
Ампир - Стиль в архитектуре и декоративном искусстве позднего классицизма (первая четверть XIX в.), ориентированный на образцы античного и древнеегипетского искусства и соединивший монументальный лаконизм с изысканностью декоративных элементов.


Отличающийся сочетанием монументального лаконизма с изысканностью декоративных элементов (о стиле).

Значение слова Ампир по Ожегову:
Ампир - Возникший во Франции в конце 18 - начале 19 века стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанном на подражении античным образцам


Ампир Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле

Ампир в Энциклопедическом словаре:
Ампир - (от франц. empire - букв. - империя), стиль в архитектуре идекоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитиеклассицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы ибогатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественноенаследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служиливоплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампирсложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличалопарадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров(архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственнойвласти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и вРоссии, где он дал классические образцы градостроительства, общественныхсооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н.Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П.Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

Значение слова Ампир по словарю Ушакова:
АМПИР, ампира, м. (фр. empire, букв. империя) (искус.). Художественный стиль, преимущ. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир.

Определение слова «Ампир» по БСЭ:
Ампир (от франц. empire - империя)
стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). А. сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции.
Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.
А. получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, - в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства
(«Гурьевский сервиз», 1809-18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.
А. сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.
Лит.: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P.,1930.
И.М.Глозман.
Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 - 18. Императорский фарфоровый завод.

Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.

П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.

К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 - 29.

Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 - 37.

А. Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.

Амперометрическое Титрование    Ампир    Ампирный