Антверпен
Антверпен в Энциклопедическом словаре:
Антверпен - (Анвер) (флам. Antwerpen - франц. Anvers), город в Бельгии,административный центр пров. Антверпен. Один из крупнейших портов мира(ежегодный грузооборот ок. 90 млн. т) на р. Шельда, близ Северного м. 468тыс. жителей (1991, с пригородами 920 млн. жителей). Крупныйторгово-финансовый и главный промышленный центр страны. Машиностроение,цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая и др.промышленность; мировой центр гранения алмазов и торговли бриллиантами.Музеи изящных искусств, художественно-исторический. Дом Рубенса. Игры VIIОлимпиады (1920). Ко 2-й пол. 16 в. первый по значению в Европе центрторговли и кредита. Позднеготический собор (14 - нач. 17 вв.), замок Стен(перестроен в 16 в.).
Определение слова «Антверпен» по БСЭ:
Антверпен - франц. Анвер (флам. Antwerpen, франц. Anvers), провинция на С. Бельгии, у границы с Нидерландами, в бассейне нижней Шельды. Площадь 2,8 тыс.км2; население 1,5 млн. человек (1967), в основном фламандцы. Важнейшие города: Антверпен (административный центр), Мехелен (по-франц. Малин), Тюрнхаут.
Антверпен - франц. Анвер (флам. Antwerpen, франц. Anvers),
город на С. Бельгии, на
судоходной р. Шельде и канале
Альберта, в 90 км от
берега Северного моря. Один из крупнейших портов мира. Административный центр провинции Антверпен.
Второй по
численности населения
(после Брюсселя) город в стране: 239,8 тыс. жителей (1967); в агломерации - 675,3 тыс. жителей.
В
экономике А.
большая роль принадлежит внешнеторговым и финансовым связям. Узел международных морских
сообщений, порт имеет обширную территорию, включает товарные гавани,
океанские бассейны, соединённые каналами, свою железнодорожную сеть, причальные линии длиной 45 км
2,
грузооборот его достигает 60 млн.т в год (1967),
причём около 1/
3 приходится на международные транзитные
перевозки. Отрасли
промышленности А. связаны
главным образом с переработкой привозного сырья и обслуживанием судоходства. В числе важнейших отраслей -
судостроение и другие отрасли
машиностроения, цветная металлургия, нефтепереработка, алмазогранильная, химическая, текстильная, пищевая промышленность.
Город,
разделённый рекой, не имеет мостов. Обе части связаны туннелями, построенными под Шельдой. К Шельде примыкает живописная
старая часть города с позднеготическими постройками -
собором (1352-1616; севеоная
башня высотой 123 м, 1521-30), замком Стен (перестроен в 1520-21),
церковью Синт-Якобскерк (1491-1507),
«Домом мясников» (1501-03), жилыми домами; на площади Гроте-маркт -
памятники фламандского ренессанса -
ратуша (1561-65,
архитектор К.
Флорис) и гильдейские дома 16 в.; памятники
барокко - церковь Синт-Каролус-Борромеускерк (1614-21, архитектор П. Хёйсенс),
королевский дворец (1743-45, архитектор Я. П. Баурсхейдт). На месте крепостных стен 16 в. -
полукольцо бульваров, за ним - новые районы (жилые, промышленные, портовые),
парки. В 20 в. построены высотное здание
«Торенгебау» (1930-31),
аэропорт (1931, архитектор С. Ясински), жилые комплексы Кил (1950-55, архитекторы Р. Брам, В. Марманс, Р. Мае), Люхтбал (1955, архитектор X. ван Кёйк) и др. В А. -
консерватория, коммерческий институт. Среди музеев А. -
Королевский музей изящных искусств (основан в 1810), дом типографов К. Плантена и Б. Моретуса (построен в 1576-80), дом П. П. Рубенса (построен ок. 1611-18).
А.
возник на месте римского
поселения. Впервые упоминается в документах 7 в. С 12 в.
постепенно развивался как центр ремесла и торговли, в 1291 получил городское
право. С развитием в ремесле и торговле капиталистических
отношений (с конца 15 в.) А. оттеснил на
второй план старые
экономические центры
(Брюгге, Гент) и к
середине 16 в. достиг наибольшего расцвета, превратившись в
первый по
значению в Европе центр торговли и кредита; на Антверпенской бирже (открыта в 1460) была установлена полная
свобода торговых и кредитных сделок. Во
время Нидерландской буржуазной революции 16 в. А. являлся ареной острой
классовой борьбы (Иконоборческое
восстание 1566 и др.); в 1576 был разорён испанскими войсками. В 1579 А. присоединился к Утрехтской унии,
однако в августе 1585 после
длительной осады был захвачен испанцами.
Сохранение испанского
господства и
закрытие голландцами в 1609
устья Шельды для торговли лишили А. былого экономического значения. В
независимой Бельгии (с 1830),
особенно после того, как в 1863 бельгийское правительство выкупило у Нидерландов право торговли по Шельде,
вновь приобрёл
важное экономическое значение, главным образом как
крупный торговый порт. В
период 1-й и 2-й мировых войн подвергался германской оккупации.
Лит.: Gйnard P., Anvers а travers les ages, v. 1-2, Anvers, 1886-92; Prims F., Geschiedenis van Antwerpen, dl [1-26], Brux.-Antw., 1927-48; Avermaete R., Anvers, Brux., 1951.
Антверпен. План города.
Антверпенский порт.
Собор Онзе-ливе-Врауэкерк в Антверпене. 1352- 1616. Арх. Я. и П. Аппелманс, А. и Р. Келдерманс, Х. и Д. де Вагемакере и др.
Антацидные Средства
Антверпен
Антей