Антоний

Антоний в Энциклопедическом словаре:
Антоний - (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) - архиепископ Новгородский,автор ''Книги Паломник'' о путешествии к святым местам.


Великий (ок. 250-356) - основатель христианского монашества,отшельник в Египте. Канонизирован церковью.
Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.) - римский полководец.Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират,разбив войска Брута и Кассия (42). В 42 получил в управление восточныеобласти римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. Послеобъявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мысаАкций (в 31) покончил жизнь самоубийством.
Марткопский - Иверский (6 в.), христианский монах, столпник;ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии вГрузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм СпасаНерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Памятьв Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.
Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) - один из сорока пятихристианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонениеимператора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Значение слова Антоний по словарю Брокгауза и Ефрона:
Антоний (архимандрит Муромского Спасского м-ря) — расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлениях книг при Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, "яко у царя тако поют". Вызванный на суд собора 1666 г., А. принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.


Антоний (в мире Авраамий Гаврилович Смирницкий) (1773—1846) — архиепископ воронежский; образование получил в Киевской дух. академии. Некоторые его слова напечатаны в "Христ. Чтении" 1837, 1847 и 1848 гг. См. "Преосвященный А., архиепископ воронежский и задонский" (2 изд., Воронеж, 1892).
Антоний (в мире Александр Васильевич Вадковский) (род. в 1846 г.) — духовный писатель и церковный деятель, сын протоиерея. По окончании курса в Казанской духовной академии, преподавал в ней гомилетику и пастырское богословие, был инспектором Казанской, затем — СПб. академии. В 1887 г. назначен ректором СПб. дух. акад., с возведением в сан епископа выборгского, викария СПб. епархии. В 1892 г. назначен архиепископом вновь образованной финляндской епархии; с 1898 г. — митрополит СПб. и ладожский, с 190 0 г. — первенствующий член св. синода. В 1895 г. утвержден св. синодом в степени доктора церковной истории. Во время пребывания в Казанской академии состоял членом комиссии по описанию соловецких рукописей; ему принадлежат главным образом описания рукописей, имеющих отношение к гомилетике. Другие труды его: "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1892 и 1895); "Речи, слова и поучения" (изд. 2, СПб., 1901). См. "Высокопреосвященный А., митрополит С.-Петербургский и ладожский" (СПб., 1899); А. Лопухин, "А., митрополит С.-Петербургский и ладожский", в "Православной Богословской Энциклопедии" (т. I, СПб., 1900).
Антоний (в мире Александр Иванович Путилов) (1795—1865) — игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его записка о детстве и отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и некоторые другие документы напечатаны в книге "Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А." (М., 1870), где помещены и биографические о нем сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиною пустынью (М., 1869).
Антоний (в мире Александр Николаевич Коржавин) (род. в 1858 г.) — епископ тобольский, магистр Московской духовной академии. Труды А.: "Учение об оправдании по символическим книгам лютеран" (Тамбов, 1886); "Акценты в книге псалмов, их происхождение и значение" (М., 1887).
Антоний (в мире Александр Радонежский) (1808—1872) — епископ оренбургский. Напечатал "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на кресте" (М., 1848; 10-е изд., М., 1890); "Иисус Христос в последние дни пред страданиями Своими в Иерусалиме" (Тамбов, 1869).
Антоний (в мире Алексей Павлович Храповицкий) (род. в 1863 г.) — духовный писатель; образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским; с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.); "Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890); "Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891); "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2, Казань, 1898); "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896); "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900); "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии" (Казань, 1897); "Значение молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное Собрание Сочинений" А.
Антоний (в мире Григорий Антонович Рафальский) (ум. в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская духовная семинария" (1901).
Антоний (Зубко) — минский православ. архиепископ. По происхождению белорус, сын греко-униатского священника с. Белого Лепельского у. Витебской губ., Григория Зубко. Родился 2 июля 1797 г. Первоначально учился у органиста, а потом в полоцкой греко-униатской семинарии, иезуитской академии и, наконец, в главной семинарии при Виленском университете, которую окончил со степенью магистра. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 г. в Петербург для заседания в рим.-католической коллегии по униатскому отделению. В 1827 г. открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской гр.-униатской епархии. Главнейший сотрудник Иосифа Семашко по преобразованию западно-русской церкви, А. подписал соборный акт 12 февраля 1839 г. о воссоединении с православием. В 1840 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1848 г., в сане уже архиепископа, удалился на покой, † 15 января 1885 г. в Можайском монастыре близ г. Ковны; погребен там же, в церковном подвале. Оставил воспоминания "О греко-униатской церкви в Западном крае", напечатанные в "Вестнике" Гаворского и отдельной брошюрой, и статью "Сходство и разница учения православной и римской церквей", помещенную в "Холмском греко-униатском месяцеслове" за 1868 год.
Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря) — по поручению вел. кн. московского Иоанна III Васильевича и митрополита Филиппа (1464—73) составил житие благоверных князей ярославских Феодора и сыновей его Константина и Давида. Житие это с некоторыми сокращениями внесено в "Степенную книгу" и в Никоновскую летопись, а в полном виде — в Макарьевские Четьи-Минеи под 19 сент. В изложении А. следовал известным ему образцам агиографической литературы и, прежде всего, Пахомию Логофету. Благодаря рассказу об отношениях Феодора к орде, не встречающемуся в летописных сводах, житие Феодора, составленное А., имеет известную историческую цену. Можно думать, что оно имело в виду укрепление системы смирения перед татарами, имевшей в то время своих представителей и в боярстве, и в духовенстве.

Определение слова «Антоний» по БСЭ:
Антоний - Великий (р. ок. 250 - ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христианской церковью. Сохранились некоторые письма А. Ему приписывают т. н. «Правила святого Антония» (однако авторство его сомнительно). Написанное Афанасием Александрийским
«Житие Антония» имело целью создать идеальный образ христианина-подвижника, явилось образцом для греческой агиографии. История искушений А. в пустыне неоднократно служила предметом живописи и художественной литературы (например, «Искушение святого Антония» Флобера).


Антоний - Марк (Marcus Antonius) (ок. 83 - 30 до н. э.), римский политический деятель и полководец. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57-55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах. Во время гражданской войны 49-45 активно поддерживал Цезаря; после битвы при Фарсале в 48 был назначен начальником конницы (magister equitum). После убийства Цезаря сначала занял примирительную позицию по отношению к его убийцам и сенату, но вскоре отношения А. с сенатом обострились, в особенности из-за притязания А. на управление Галлией (А. опирался на войска и ветеранов Цезаря). Дело дошло до открытого разрыва, и сенат направил против А. войска.
В 43 около г. Мутина А. потерпел поражение (см. Мутинская война), но затем под давлением войск произошло объединение А. с Октавианом и Лепидом (2-й триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) А. совместно с Октавианом разбил войска Брута и Кассия. При последовавшем за этим разделе провинций между триумвирами А. получил в управление восточные области римской державы. За время пребывания на Востоке совершил несколько неудачных походов против парфян. На Востоке А. вёл себя как самодержец; сблизившись с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и её детям огромные владения. Подобная политика привела к разрыву между триумвирами и восстановила общественное мнение в Риме против А. Сенат объявил войну Клеопатре. В 31 у мыса Акций египетский флот был разбит, а после вступления войск Октавиана в Египет А. покончил жизнь самоубийством.
Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М.-Л., 1949; Lindsay J., Marc Antony, his world and his contemporaries, L., 1936.
С. Л. Утченко.
Марк Антоний. Римская скульптура. Ватикан. Рим.

Антониево-Сийский Монастырь    Антоний    Антоний Падуанский (1195-1231)