Антоний
Антоний в Энциклопедическом словаре:
Антоний - (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) - архиепископ Новгородский,автор ''Книги Паломник'' о путешествии к святым местам.
Великий (ок. 250-356) -
основатель христианского монашества,отшельник в Египте. Канонизирован церковью.
Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.) -
римский полководец.Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират,разбив
войска Брута и
Кассия (42). В 42 получил в
управление восточныеобласти римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. Послеобъявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мысаАкций (в 31) покончил
жизнь самоубийством.
Марткопский - Иверский (6 в.),
христианский монах, столпник;ученик преподобного Иоанна Зедазнийского,
пришедший с ним из Антиохии вГрузию. Проповедовал в Кахетии; основал
монастырь и построил
храм СпасаНерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Памятьв Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.
Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) -
один из
сорока пятихристианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонениеимператора Лициния.
Память в Православной церкви 10 (23) июля.
Значение слова Антоний по словарю Брокгауза и Ефрона:
Антоний (архимандрит Муромского Спасского м-ря) — расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлениях книг при Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, "яко у царя тако поют". Вызванный на суд собора 1666 г., А. принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.
Антоний (в мире
Авраамий Гаврилович
Смирницкий) (1773—1846) —
архиепископ воронежский;
образование получил в Киевской дух.
академии. Некоторые его
слова напечатаны в "Христ. Чтении" 1837, 1847 и 1848 гг. См. "Преосвященный А., архиепископ воронежский и задонский" (2 изд.,
Воронеж, 1892).
Антоний (в мире
Александр Васильевич
Вадковский) (род. в 1846 г.) — духовный
писатель и церковный
деятель, сын
протоиерея. По
окончании курса в Казанской
духовной академии, преподавал в ней
гомилетику и пастырское
богословие, был инспектором Казанской,
затем — СПб. академии. В 1887 г. назначен ректором СПб. дух. акад., с возведением в сан епископа выборгского, викария СПб. епархии. В 1892 г. назначен архиепископом
вновь образованной финляндской епархии; с 1898 г. —
митрополит СПб. и ладожский, с 190 0 г. —
первенствующий член св. синода. В 1895 г. утвержден св. синодом в степени доктора
церковной истории. Во
время пребывания в Казанской академии состоял членом
комиссии по
описанию соловецких рукописей; ему принадлежат
главным образом описания рукописей, имеющих
отношение к гомилетике. Другие
труды его: "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1892 и 1895); "Речи, слова и поучения" (изд. 2, СПб., 1901). См. "Высокопреосвященный А., митрополит С.-Петербургский и ладожский" (СПб., 1899); А.
Лопухин, "А., митрополит С.-Петербургский и ладожский", в "Православной Богословской Энциклопедии" (т. I, СПб., 1900).
Антоний (в мире Александр
Иванович Путилов) (1795—1865) —
игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его
записка о детстве и
отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и
некоторые другие документы напечатаны в книге "Жизнеописание
настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А." (М., 1870), где помещены и
биографические о нем
сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиною
пустынью (М., 1869).
Антоний (в мире Александр
Николаевич Коржавин) (род. в 1858 г.) —
епископ тобольский,
магистр Московской духовной академии.
Труды А.: "Учение об
оправдании по символическим книгам лютеран"
(Тамбов, 1886); "Акценты в книге псалмов, их
происхождение и значение" (М., 1887).
Антоний (в мире Александр
Радонежский) (1808—1872) — епископ оренбургский. Напечатал "Иисус
Христос на Голгофе, или
Седмь слов на кресте" (М., 1848; 10-е изд., М., 1890); "Иисус Христос в последние дни пред страданиями Своими в Иерусалиме" (Тамбов, 1869).
Антоний (в мире
Алексей Павлович Храповицкий) (род. в 1863 г.) — духовный писатель; образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским; с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические
данные в пользу свободы воли и
нравственной ответственности" (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.); "Превосходство
православия над учением папизма в его
изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890); "Беседы о
превосходстве православного
понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891); "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2,
Казань, 1898); "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896); "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900); "Возможна ли нравственная
жизнь без христианской религии" (Казань, 1897); "Значение
молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное
Собрание Сочинений" А.
Антоний (в мире Григорий
Антонович Рафальский) (ум. в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская
духовная семинария" (1901).
Антоний (Зубко) —
минский православ. архиепископ. По происхождению белорус, сын греко-униатского священника с. Белого Лепельского у. Витебской губ., Григория Зубко. Родился 2 июля 1797 г.
Первоначально учился у органиста, а
потом в полоцкой греко-униатской
семинарии, иезуитской академии и,
наконец, в главной семинарии при Виленском
университете, которую окончил со
степенью магистра. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой
консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 г. в
Петербург для
заседания в рим.-католической коллегии по униатскому
отделению. В 1827 г. открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской гр.-униатской епархии. Главнейший
сотрудник Иосифа
Семашко по
преобразованию западно-русской церкви, А. подписал
соборный акт 12 февраля 1839 г. о
воссоединении с православием. В 1840 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1848 г., в сане уже архиепископа, удалился на
покой, † 15 января 1885 г. в Можайском монастыре близ г. Ковны; погребен там же, в церковном подвале. Оставил
воспоминания "О греко-униатской церкви в Западном крае",
напечатанные в "Вестнике" Гаворского и
отдельной брошюрой, и статью "Сходство и
разница учения
православной и римской церквей", помещенную в "Холмском греко-униатском месяцеслове" за 1868 год.
Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря) — по
поручению вел. кн. московского Иоанна III Васильевича и митрополита Филиппа (1464—73) составил
житие благоверных князей ярославских
Феодора и сыновей его
Константина и Давида.
Житие это с некоторыми сокращениями внесено в "Степенную книгу" и в Никоновскую
летопись, а в полном виде — в Макарьевские
Четьи-Минеи под 19 сент. В изложении А. следовал известным ему образцам агиографической литературы и,
прежде всего, Пахомию
Логофету. Благодаря
рассказу об отношениях Феодора к орде, не встречающемуся в летописных сводах, житие Феодора, составленное А., имеет известную историческую цену.
Можно думать, что оно имело в виду
укрепление системы
смирения перед татарами, имевшей в то время своих представителей и в
боярстве, и в
духовенстве.
Определение слова «Антоний» по БСЭ:
Антоний - Великий (р. ок. 250 - ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христианской церковью. Сохранились некоторые письма А. Ему приписывают т. н. «Правила святого Антония» (однако авторство его сомнительно). Написанное Афанасием Александрийским
«Житие Антония» имело целью создать идеальный образ христианина-подвижника, явилось образцом для греческой агиографии. История искушений А. в пустыне неоднократно служила предметом живописи и художественной литературы (например, «Искушение святого Антония» Флобера).
Антоний - Марк (Marcus Antonius) (ок. 83 - 30 до н. э.),
римский политический деятель и
полководец. Выдвинулся как
начальник конницы во
время войны в
Палестине и Египте (57-55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах. Во время
гражданской войны 49-45
активно поддерживал Цезаря;
после битвы при Фарсале в 48 был назначен начальником конницы (magister equitum).
После убийства Цезаря
сначала занял примирительную позицию по
отношению к его убийцам и сенату, но
вскоре отношения А. с сенатом обострились, в
особенности из-за притязания А. на
управление Галлией (А. опирался на
войска и ветеранов Цезаря). Дело дошло до открытого разрыва, и
сенат направил
против А. войска.
В 43
около г. Мутина А. потерпел
поражение (см. Мутинская
война), но
затем под давлением войск произошло
объединение А. с Октавианом и Лепидом (2-й
триумвират). В 42 при Филиппах
(Македония) А. совместно с Октавианом разбил войска Брута и
Кассия. При последовавшем за этим разделе
провинций между триумвирами А. получил в управление восточные области римской державы. За время
пребывания на Востоке совершил
несколько неудачных походов против парфян. На Востоке А. вёл себя как самодержец; сблизившись с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и её детям
огромные владения. Подобная
политика привела к разрыву между триумвирами и восстановила общественное
мнение в Риме против А.
Сенат объявил войну
Клеопатре. В 31 у мыса
Акций египетский флот был разбит, а после
вступления войск Октавиана в
Египет А. покончил
жизнь самоубийством.
Лит.:
Машкин Н. А.,
Принципат Августа, М.-Л., 1949; Lindsay J., Marc Antony, his world and his contemporaries, L., 1936.
С. Л. Утченко.
Марк Антоний. Римская
скульптура. Ватикан. Рим.
Антониево-Сийский Монастырь
Антоний
Антоний Падуанский (1195-1231)