Аверроизм

Аверроизм в Энциклопедическом словаре:
Аверроизм - направление в западноевропейской философии 13-16 вв.,развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира,о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основеиндивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а такжеучение о двойственной истине. Возник в Парижском университете,противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католическойцерковью. Главный представитель - Сигер Брабантский (см. также Падуанскаяшкола).

Определение слова «Аверроизм» по БСЭ:
Аверроизм - направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда - идею вечности (следовательно,несотворённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологическая тенденция - то самое
«жизнерадостное свободомыслие», которое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. «Диалектика природы», 1969, с. 7). Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык А. получил распространение в Западной Европе, где его главным представителем был Сигер Брабантский, подвергнутый критике Фомой Аквинским (в сочинении «О единстве разума против аверроистов»).
Преследование А. католической церковью не приостановило его влияния на европейскую философию, о чём свидетельствует выступление испанского философа Луллия (13 в.). В Италии (в Падуанском университете) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским собором.
Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц.,К., 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О Leary de Lacy E., Arabic thought and its place in history, L. ,1939.
C.H. Григорян.

Аверн    Аверроизм    Аверроэс