Апперцепция

Значение слова Апперцепция по Ефремовой:
Апперцепция - Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).

Значение слова Апперцепция по Ожегову:
Апперцепция - Восприятие, узнавание на основе прежних представлений

Апперцепция в Энциклопедическом словаре:
Апперцепция - (от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - понятие философиии психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либовпечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие отбессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой ''эмпирическойапперцепцией вводит понятие ''трансцендентальной'' апперцепции -изначального неизменного ''единства сознания'' как условия всякого опыта ипознания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. Воснованной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующеенапряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

Значение слова Апперцепция по словарю медицинских терминов:
апперцепция (an- лат. perceptio восприятие) - свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.

Значение слова Апперцепция по Психологическому словарю:
Апперцепция - Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - воспринимаю) - влияние на восприятие - предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин ""апперцепция"" был введен Г. 

Определение слова «Апперцепция» по БСЭ:
Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - восприятие)
одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин
«А.» ввёл Г. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разуме», М.-Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие
«синтетического единства А.», т. е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство обеспечивается рассудком (См. Рассудок и разум), который есть «... способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 193). Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А. объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения.
В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение Образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. В этой связи различают устойчивую А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А. являются понятия гештальта, установки, выражающие различные аспекты активности личности.
Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, «Вопросы философии и психологии», 1897, № 1; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Metzger W., Psychologie, Darmstadt, 1954, S. 100, 128. См. также лит. при ст. Восприятие.
В. А. Костеловский.

Апперкот    Апперцепция    Аппетенция