Аскетизм

Значение слова Аскетизм по Ефремовой:
Аскетизм - Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, ""умерщвление плоти"" как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом.


1. Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем.
2. перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

Значение слова Аскетизм по Ожегову:
Аскетизм - Строгий образ жизни с отказом жизненных благ и удовольствий

Аскетизм в Энциклопедическом словаре:
Аскетизм - (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение илиподавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) иособенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма можетбыть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа,подготовка к экстатическим состояниям, достижение ""сверхъестественныхспособностей"" (йога), в христианстве - соучастие в ""страданиях"" Христа.Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условияхобщественного неравенства (толстовцы и др.).

Значение слова Аскетизм по словарю Ушакова:
АСКЕТИЗМ, аскетизма, мн. нет, м. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.

Определение слова «Аскетизм» по БСЭ:
Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах)
ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значит. развития А. достиг в восточных религиях (Брахманизм, Джайнизм, Индуизм, Буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, Ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в различных религиозно-философских учениях различна. Так, А. киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как
«темницу души», А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный А. имеет классовый смысл. Возведение церковью А. в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.
Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. В эпоху первоначального накопления капитала буржуазные религии отвергали А. (в первую очередь как «отрешение от мира»),
в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется т. н. мирской А., «... весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Совершенно другим по социальному смыслу был А. плебейский и пролетарский, который
«... мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения» (там же, с. 377), - этот А. являлся протестом против эксплуататорского строя. Проповедь А. идеологами ранних революционных крестьянских движений была связана с требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господствующего классов. С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский А., поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве. Проповедь А., которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистические идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, А. глубоко чужд.
В. Павлов.


Аскет   
Аскетизм   
Аскетически