Аббасиды

Аббасиды в Энциклопедическом словаре:
Аббасиды - династия арабских халифов в 750 - 1258. Происходит от Аббаса,дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль-Мансуре (754 - 775), аль-Махди(775 - 785), Харун ар-Рашиде (786 - 809), аль-Мамуне (813 - 833). Усилениефеодального гнета Аббасидов вызвало народные восстания (под руководствомБабека, Муканны и др.). С кон. 8 в. от Халифата Аббасидов, включавшегопервоначально страны Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки, начали отпадатьотдельные области. В 945 Буиды, захватив столицу Аббасидов Багдад, лишилиАббасидов светской власти. Последний халиф из династии Аббасидов казненХулагу-ханом (см. Хулагуиды).

Значение слова Аббасиды по Религиозному словарю:
Аббасиды - Аравийская династия халифов в 750-1258 годах. Ведут свой род от дяди пророка Мухаммеда Аббаса. Наибольший расцвет династии был при халифах аль-Мансуре (754-775), аль-Махди (775-785), Харун ар-Рашиде (786-809), аль-Мамуне (813-833). В 945 году Бувейхиды захватили столицу халифата Багдад и лишили Абабсидов светской власти. Последний аравийский халиф династии казнен Хулагу-ханом в 1258 году. Один из немногих уцелевших Аббасидов был привезен в Каир и торжественно возведен в звание халифа. Новый Аббасидский халифат просуществовал до начала XVI века, когда завоевание Египта Османами привело к его гибели. Однако по существу при мамлюкских султанах абабсидские халифы были лишь придворными священнослужителями, религиозным символом власти.

Значение слова Аббасиды по словарю Брокгауза и Ефрона:
Аббасиды — см. Аббас Абул-Фадль.

Определение слова «Аббасиды» по БСЭ:
Аббасиды - династия арабских халифов (750-1258), происходившая от Аббаса, дяди Мухаммеда. Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима), А. свергли Омейядов. Первым халифом А. стал Абу-ль-Аббас ас-Саффах [750-754]. Арабская знать лишилась прежнего исключительного положения; главной опорой А. стала феодальная знать Ирана и Средней Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства А. стал Багдад, основан в 762 халифом А. аль-Мансуром (в литературе государство А. иногда называют Багдадский халифат). В Халифате А., так же как и в Халифате Омейядов, господствовали феодальные отношения, при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Наибольшего могущества Халифат А. достиг при халифах аль-Мансуре [754-775], аль-Махди [775-785], Харун ар-Рашиде [786-809] и аль-Мамуне [813-833].
Усиление в государстве А. феодального гнёта, рост налогов вызывали многочисленные народные восстания (Муканны восстание 70-80-х гг. 8 в., Бабека восстание в начале 9 в., восстания в Армении в 9 в. и др.). В конце 8 в. от государства А. начали отпадать отдельные области (например, Марокко, 788). В 9 в. процесс распада государства А. усилился: на территориях Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться фактически самостоятельные государства, в которых правили местные династии (Тахириды, Саффариды, Тулуниды, Багратиды и др.). Вызванное этими процессами сокращение доходов А. пытались возместить усиленной эксплуатацией оставшихся областей, что привело к их экономическому упадку. Чтобы противостоять росту сепаратизма провинциальной феодальной знати, А., начиная с аль-Мутасима [833-842], окружили себя гвардией из тюркских невольников и фактически оказались в её власти.
Аль-Мутаваккиль [847-961], пытавшийся бороться с всесилием гвардии, был убит. Восстание рабов зинджей (началось в 869), с трудом подавленное правительственными войсками в 883, окончательно подорвало могущество А. В 945 Буиды, захватившие Багдад, лишили А. политической власти; у халифов остался лишь авторитет духовного главы суннитов; светские правители получали от них инвеституру. Некоторое значение А. имели при Сельджуках, как знамя борьбы против Фатимидов, им удалось при энергичном халифе ан-Насире [1180-1225] восстановить свою светскую власть в Багдаде и прилегающих районах. В 1258 последний халиф А. аль-Мустасим [1242-58] был казнён Хулагу. В 1261 мамлюкский султан (см. Мамлюки) Бей-барс признал халифом аль-Мустансира - одного из А., спасшихся от преследований Хулагидов. В 1517, после завоевания Египта турками, его потомок (действительный или мнимый) Мутаваккиль III был перевезён в Стамбул. Позже на этом основании родилась легенда о передаче А. духовного суверенитета турецким султанам.
Лит.: Бартольд В. В., Сочинения, т. 6, М., 1966, с. 15-78; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, ч. 2, гл. 8; Hitti P. K.; History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Abb
āsides, Encyclopedie de Llslam, 2 ed., t. I, P.-Leiden, 1960.
О.Г. Большаков.

Аббас-Мирза (1789 1833)    Аббасиды    Аббасов