Баженов
Баженов в Энциклопедическом словаре:
Баженов - Василий Иванович (1737 или 1738-1799) - российский архитектор,один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля(дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово-парковыйансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-86, ныне старое здание Российскойгосударственной библиотеки, в Москве), Михайловский замок вСанкт-Петербурге (в 1797-1800 строил В. Ф. Бренна) отличаются смелостьюкомпозиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традициймировой классической и древнерусской архитектуры.
Определение слова «Баженов» по БСЭ:
Баженов - Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, - 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт».
Б. боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Б. касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А. Е. Мартынова, П. М. Садовского, С. В. Шумского, В. И. Живокини, В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой и др.). Б. переводил и публиковал работы Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Аристотеля, Г. Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Б. способствовала повышению общей культуры русского театра.
Соч.: Сочинения и переводы А. Н. Баженова, тт. 1-2, М., 1869.
Лит.: Кугель А., Два критика, в его кн.: Театральные портреты, Л.-М., 1967; Зилов М., Александр Баженов и его «Антракт», «Театр», 1965, № 2.
Баженов -
Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным -
Москва), - 2(13).8.1799, Петербург], русский
архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог;
представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском
университете (1755); в
Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как
пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором
Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и
Флоренции. С 1765
академик, в 1799
вице-президент петербургской АХ.
Б. первым из русских архитекторов стал
мыслить постройку в её
связи с окружением, как объёмную
композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его
проект (1767-75) дворца для Московского Кремля (с
одновременной реконструкцией
всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом
Кремль превращался в
грандиозный общественный
форум с главной овальной
площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы.
Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная
модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен.
Вместе с тем
мощный рустованный цоколь дворца и торжественная
колоннада в высоту двух верхних этажей должны были
скрыть за
собой древние постройки Соборной площади, что
существенно нарушило бы
традиционный облик Кремля.
В 1775
воплощение проекта было
прервано из-за нежелания Екатерины II
возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжёлым ударом. Но частично свои
градостроительные идеи Б. удалось
осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-86; ныне
старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина). Б. перерабатывает традиционную схему
застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках
обычно выступают
вперёд), что придаёт застройке городской облик.
Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад;
главный вход помещен со
стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан
характер курдонёра с
воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не
только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил
масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне
проспекте Мира, 1770;
колокольня и
трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.),
праздничное
богатство пластической
разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически
продуманной соразмерностью всех частей
здания. Благодаря мастерскому
использованию цвета и фактуры материалов (камня,
штукатурки, гипса) возникают утончённая
живописность, сложная игра света и тени.
Увлечение псевдоготикой,
характерное для ряда архитекторов 2-й
половине 18 в. и
впервые проявившееся у Б. в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774-75, известны по рисункам М. Ф.
Казакова), вскоре перерастает в
поиски им нового стиля; в
архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в
Царицыне (1775-85), а
также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782-89)
фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества
своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В
планировке Царицына с её элементами классицистической
чёткости тонко учтен
рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях.
Белокаменный
псевдоготический декор, зрительно
облегчающий и пластически обогащающий
сооружения из красного кирпича, придаёт им
приветливость и нарядность;
сочетание сложных по
конфигурации помещений создаёт
неожиданные контрастные
эффекты при
переходе из одного помещения в др.
Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку
Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792-96; строили в 1797-1800 В. Ф.
Бренна и Е. Т.
Соколов), создавая по воле Павла I
комплекс, отделённый каналами от города, Б. всё же сумел
связать замок с
городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Б.
одним из первых преодолел
ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое
значение и общественное
призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. был издан русский
перевод Витрувия. Б. -
создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского
строения, где работали М. Ф.
Казаков, К. И.
Бланк, И. В.
Еготов, Е. С. Назаров.
Соч.: Краткое
рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26,
бумаги Баженова Каржавина);
Слово на
заложение Кремлёвского дворца, в кн.:
Сумароков А. С., Полн. собр. всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787; Мнения... о Кремлёвской
перестройке, в кн.: Архитектурный
архив, в. 1, М 1946, с. 119-121.
Лит.:
Михайлов А.И., Баженов, М., 1951;
Ильин М. А. , Баженов, М., 1954;
История русского искусства, М., 1961, с. 85-129.
И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.
В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва).
Между 1779 и 1787.
В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве
(фрагмент). 1773. Научно-исследовательский
музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
В. И. Баженов.
Проект перестройки Московского Кремля. 1767-75. План.
Исторический музей. Москва.
В. И. Баженов.
Бажанов
Баженов
Баженовское Месторождение