Беллини

Беллини в Энциклопедическом словаре:
Беллини - семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо (ок.1400-70), архитектурным рисункам свойственна готическая условность. Егосыновья: Джентиле (ок. 1429-1507), в портретах, многофигурныхповествовательных композициях запечатлел жизнь Венеции (''Процессия на пл.Сан-Марко'', 1496); Джованни (ок. 1430-1516), создал классически ясныекартины на религиозные и мифологические темы, замечательные гармониейколорита, поэтичностью пейзажных мотивов (''Мадонна дельи Альберетти'',1487), портреты (''Дож Лоредан'', ок. 1502).


(Bellini) Винченцо (1801-35) - итальянский композитор.Представитель романтического направления, способствовал развитию искусствабельканто. Оперы ''Сомнамбула'', ''Норма'' (обе 1831), ''Пуритане'' (1835) и др.

Определение слова «Беллини» по БСЭ:
Беллини - Беллини (Bellini)
Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия, - 23.9.1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец - дирижёр, дед - органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались
«Капулетти и Монтекки» (1830, театр «Фениче», Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение - опера
«Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан). Постановки опер Б. часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание. Б. - крупнейший мастер итальянского стиля Бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Б. совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.
Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, «Пантеон», 1854, № 5; Конен В., История зарубежной музыки, 2 изд., в. 3, М., 1965, с. 372-75; Pougin A., Bellini, sa vie et sesoeuvres, P., 1868; Pizzetti J., Vincento Bellini, 2 ed., Mil., 1936.
В. Беллини.


Беллини - Беллини (Bellini)
семья итальянских живописцев - основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 - 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан).
В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков - Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло. С Джентиле Б. (около 1429 - похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции
(«Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500,-в Галлереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо - Джованни Б. (около 1430-29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи
(«Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж
(«Преображение», 1480-85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным
«мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины
(«Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики - Джорджоне и Тициан.
Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Kьnstlerfamilie Bellini, Bielefeld-Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1-2, Mil., 1963.
Якопо Беллини. «Мадонна с младенцем». Галерея Академии. Венеция.

Джентиле Беллини. «Чудо святого креста» (деталь). 1500. Галерея Академии. Венеция.

Джованни Беллини. «Аллегория» (т. н. «Озёрная мадонна»), 1490-е гг. Галерея Уффици. Флоренция.

Джованни Беллини. «Мадонна с деревцами». 1487. Галерея Академии. Венеция.

Белли    Беллини    Беллинсгаузен