Бергсон

Бергсон в Энциклопедическом словаре:
Бергсон - (Bergson) Анри (1859-1941) - французский философ, представительинтуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, поБергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, ''жизненныйпорыв'', творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемаятолько посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспектыдлительности - материя, сознание, память, дух (''Творческая эволюция'',русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящемустилисту (1927). (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма ифилософии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиознойконцепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания имира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон,композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем,выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии.Бергсон получил классическое образование, традиционное для круговфранцузской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье вПариже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г.Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля вКлермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсонразработал концепцию ''чистой длительности'', изложенную им в первом крупномтруде ''Опыт о непосредственных данных сознания'' (1889). В полемике стеориями психологического детерминизма и психофизики он описываетчеловеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность,как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой,подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных жесвоих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения(интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где началпреподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - вКоллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе ''Материя ипамять'' (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело ирассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактовнепосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает намнераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистоевосприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует спамятью, и этот процесс образует различные уровни, ''планы''сознания.''Творческая эволюция'' С 1900 Бергсон - профессор Коллеж де Франс;его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли воснову его главного труда''Творческая эволюция'' (1907). Бергсон нарисовалздесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного''жизненным порывом'', развертывание которого приводит к возникновению иразвитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект.Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступныпозитивной науке, которая ограничена сферой ''неорганизованной материи'' иможет постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается нанепосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуицийдолжна дать целостное представление о реальности. Поздний периодтворчества ''Творческая эволюция'' принесла Бергсону славу не толькофилософа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией политературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи(вошли в сборники ''Духовная энергия'', 1919, ''Мысль и движущееся'', 1934;единственная его книга - ''Длительность и одновременность'' (1922),посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекцийв США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных иполитических наук и членом Французской академии наук. В период Первоймировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальномусотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел отпрактической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в''Двух источниках морали и религии'' (1932). Противопоставляя два типаобществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципыавторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях -моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с нимидва типа морали и религии - статический и динамический. Возможностьдальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытомобществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принциповлюбовь к человечеству, ''дух простоты'', отказ от искусственныхпотребностей, вызванных преимущественным развитием ''тела'' человечества вущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительноевлияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах;воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж.Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб.,1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits etparoles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:СвасьянК. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван,1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris,1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie.Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur.Paris, 1995.И. И. БлаубергБЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р. 1916) - шведский биохимик, иностранный членАН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимиипростагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном иДж. Р. Вейном).

Определение слова «Бергсон» по БСЭ:
Бергсон (Bergson)
Анри (18.10.1859, Париж, - 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель Интуитивизма и философии жизни. С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту.
Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием французского Спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану, некоторое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с Неоплатонизмом. Выступая против механицизма и догматического рационализма, Б. утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность
(dur йe) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. «Время и свобода воли», М., 1910, с. 103).
Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от того понятия механическо-физического времени, которое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с
«мёртвыми вещами» - материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространственных количественных категориях («... наши понятия сформировались по образцу твердых тел...», - «Творческая эволюция», М.- СП Б, 1914, с. Ill)
- интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практическое назначение - формировать и фабриковать неорганизованную материю.
Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике - в концепции эволюции органического мира. Жизнь, которая изнутри предстаёт как психическая реальность - длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-космический процесс,
«жизненный порыв» (йlan vital), своего рода могучий поток творческого формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество и т.п. Т. о., материя, лишённая самостоятельного онтологического статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на несколько струй, в каждой из которых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).
В центре философии Б. - проблема творчества, которое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: «закрытый» и «открытый».
Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе. С точки зрения «открытой» морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода.
Философская концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным,
«косным» понятиям «текучие», способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости», СПБ, 1913).
Учение Б. оказало значительное влияние на философию (Прагматизм Джемса, Персонализм, Экзистенциализм, философия истории Тойнби), литературу (М. Пруст), искусство (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270-74 и др.).
Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1913-14; Философская интуиция, «Новые идеи в философии», 1912, сб. 1: Длительность и одновременность, П., 1923.
Лит.: Кронер P., Философия «творческой эволюции», в сборнике: Логос, кн. 1, М., 1910; Бабынин Б. Н., философия Бергсона, «Вопросы философии и психологии», 1911, № 108-109; Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона,
«Литературный критик», 1935, №5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов А. И., Интуитивная философия Бергсона, М., 1962: Jurevics P., Н. Bergson. Eine Einfьhrung in seine Philosophic, Freiburg, 1949; Barlow М., Н. Bergson, P., 1966; Robinet A., Bergson et les m
йtamorphoses de la durйe, [2 йd., P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.- [N. Y., 1968 j.
П. П. Гайденко.
А. Бергсон.

Бергман    Бергсон    Бергсон (Bergson) Анри