Бердяев
Бердяев в Энциклопедическом словаре:
Бердяев - Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ.Участвовал в сборниках ''Вехи'' (1909), ''Из глубины'' (1918). В 1922 высланиз Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философскийжурнал ''Путь'' (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личностии свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода,дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости,миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории,по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределамиисторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки):''Смысл творчества'' (1916), ''Миросозерцание Достоевского'' (1923),''Философия свободного духа'' (т. 1-2, 1927-28), ''Русская идея'' (1948),''Самопознание'' (1949). Николай Александрович БЕРДЯНСК (в 1939-58Осипенко) - город (с 1835) на Украине, Запорожская обл., порт на Азовскомм. Железнодорожная станция. 135 тыс. жителей (1991). Заводы: ''Азовкабель'',''Южгидромаш'', ''Азовсельмаш'' и др.; производство стекловолокна, нефтяныхмасел; пищевкусовая, легкая промышленность. Педагогический институт.Краеведческий, художественный музеи. Грязевой и климатический курорт.Основан в 1827.
Определение слова «Бердяев» по БСЭ:
Бердяев - Аркадий Васильевич (около 1820 - г. смерти неизвестен), русский общественный деятель. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский университет (1843), с 1844 служил в министерстве внутренних дел. В мае 1845 арестован по доносу «за сочинение бумаг»,
выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридические, философские и публицистические статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии; наиболее интересны 3 варианта конституционно-монархических проектов.
Лит.: Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958.
Бердяев -
Николай Александрович (6.3.1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар,
Франция), русский религиозный философ-мистик,
близкий к
Экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям
(исключение из университета и
ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов:
«Проблемы идеализма» (1902), антиреволюционные
сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918); был организатором и председателем «Вольной
академии духовной культуры» (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал
«Путь»
(Париж, 1925-40), руководил издательством «YMCA - Press» («Христианского союза молодёжи»).
В
молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался
сочетать марксизм с Неокантианством, развивал теорию этического социализма.
Около 1905 присоединяется к
богоискательству. Борьба и
взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского
утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого
начала личности и христианского мотива
сострадания определяют философские
позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою
близость к Бёме,
Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а
также к русской
религиозной традиции -
славянофилы, Достоевский; отправным пунктом
всегда остаётся
принцип Дуализма
Канта.) Рождающаяся из
абсолютизации каждого из этих мотивов
двойственность позиции Б. выражается в ряде
противоречий и
прежде всего в фиксируемом им самим противоречии
«творчества» и «жалости» (морали творчества, или культа «гениальности», и христианской морали
искупления). Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность
свободы, её
примат над бытием (и богом) и,
следовательно, - как бы
неподвластность человека
божественной воле; говорит об
отсутствии бога в мире.
Однако Б. принимает также
концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии. Для Б.
характерно полное
отталкивание от мира (царства «обыденности», зла),
но и
стремление к
преображению мира.
Призыв к
творчеству как к
средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в
обречённости всякого творческого акта; по существу всякую
объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.
С главной темой - проблемой личности, связано
внимание Б. к философии истории (см. «Смысл истории», 1923, «Новое средневековье», 1924, «Судьба человека в современном мире», 1934, «Русская идея», 1946, и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь - это
обнажение противоположностей -
добра и зла - и трагическая
борьба между ними, которая завершается выходом в
«метаисторию» («царство божие»). В
современности Б. находит
признаки «варваризации» европейской культуры,
начало её сумерек («Конец Европы», М., 1915), связанных с наступлением «массовой культуры». Б. - один из первых критиков
современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась,
согласно Б., результатом
«торжества буржуазного духа» («Смысл творчества», М., 1916). Б. призывает к «спасению»
через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), - к «персоналистической революции»
вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу
правомерной реакцией на социальную
несправедливость и правду коммунистического принципа
обобществления производства, Б.,
однако, считал необходимым
вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу,
рассматривая его как
выражение буржуазного, антидуховного
сознания, ориентированного на
материальность, материальные
блага. В
продолжение всей жизни
выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением - сочетающим
экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на
мессианство пролетариата.
Яростный
идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота
вообще), Б. в полемической книге «Философия неравенства» (1918, изд. 1923) опускается до
оправдания жестокостей «органического»
исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и
права «сильной личности». В дальнейшем оправдание исторической
действительности как
разумной и
необходимой считает преступным; оставаясь идеологом
«аристократии духа», стремится
освободить своё
понимание аристократизма от всяких сословно-иерархических характеристик («О рабстве и свободе человека», 1939, «Самопознание», 1949).
Б. оказал
влияние на
развитие французского экзистенциализма и Персонализма; получил
известность на Западе как
главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и
идеолог антикоммунизма.
Лит.:
Ленин В. И., О «Вехах», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19; его же, [Письмо] Г. В.
Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135;
Луппол И.,
Новое средневековье, «Под знаменем марксизма», 1926, № 12; Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в., в сборнике: Современный
экзистенциализм, М., 1966; Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960; Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto, 1968.
P. А. Гальцева.
Бердыш
Бердяев
Бере Боск