Брам

Брам в Энциклопедическом словаре:
Брам - (Brahm) Отто (1856-1912) - немецкий режиссер. Основоположникнемецкого сценического натурализма; с 1889 возглавляллитературно-театральное общество ''Свободная сцена'', в 1894-1904 - Немецкийтеатр (Берлин). Ставил пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Э. Золя и др.

Значение слова Брам по морскому словарю:
Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Значение слова Брам по словарю Даля:
Брам
морск. частица, придаваемая к названиям предметов третьего порядка или яруса корабельного вооружения, как стень или марса к вооружению второго, а бом и бом-брам - четвертого яруса. Стеньга первое продолжение, наставка мачты в вышину, или второй ярус; брам-стеньга третий, бом-брам-стеньга четвертый. Брам-такелаж м. вся оснастка брам-стеньги, особенно стоячая, смоленая. Брамсель м. прямой парус на брам-рее и на брам-стеньге, принадлежащий к третьему ярусу парусности; брам-фал, подъемна этого паруса; брам-шкот, брам-гитов, шкот и гитов брамселя и пр. (см. шкот, гитов). Брамсельный, относящийся до брамселя; брамсельный ветер, слабый, дозволяющий нести верхние паруса. Брам-топ м. астрах. верхний парус на мелких промышленных судах, составляющий второй ярус парусности, по-морскому топсель.

Значение слова Брам по словарю Брокгауза и Ефрона:
Брамслово, прибавляемое ко всем парусам, снастям и такелажу, принадлежащим брам-стеньге. Брам-бакштаги, Б.-брасы, Б.-булиня, Б.-ванты, Б.-штовы, Б.-гордени, Б.-лисели, Б.-стаксели, Б.-стеньги, Б.-такелаж, Б.-топенанты, Б.-фалы, Б.-фардуны, Б.-шкоты, и Б.-штаки (см. эти слова). Б.-рей — к нему привязывают брамселя (см. Рей).

Определение слова «Брам» по БСЭ:
Брам (Brahm)
[псевдоним; настоящая фамилия Абрахамзон (Abrahamsohn)] Отто (5.2.1856, Гамбург, - 28.11.1912, Берлин), немецкий театральный деятель, критик и режиссёр. Изучал литературу и философию в Берлинском, Гейдельбергском и других университетах. В 80-х гг. 19 в. начал работать как театральный критик. Неудовлетворённый современным ему состоянием театрального искусства Б. в своём требовании естественности и простоты сближается с натурализмом. Затем, в отличие от натуралистов, в своей режиссёрской практике он стремится превратить сцену в зеркало и хронику эпохи, выступает за отражение в искусстве театра современных социальных проблем. Был активным пропагандистом драматургии Г. Ибсена. С 1889 Б, возглавлял литературно-театральное общество
«Свободная сцена», организованное по инициативе группы журналистов и критиков. Общество призывало к созданию театра, свободного от коммерческих целей, знакомящего зрителя с современной художественной драматургией, свободного от рутины. Театр открылся в 1889 пьесой Ибсена
«Привидения», затем были поставлены: «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1889), а также пьесы А. Хольца, И. Шлафа, Э. Золя, А. Бека, Л. Н. Толстого («Власть тьмы»). В 1894-1904 руководил Немецким театром (Берлин), в котором собрал труппу выдающихся актёров (Э. Райхер, О. Зауэр, Э. Леман, М. Рейнхардт и др.), добивался создания театрального ансамбля. Постановка в этом театре пьесы Гауптмана
«Ткачи» (1894) имела большое значение в истории театра. С 1904 Б. руководил «Лессинг-театром», осуществил здесь постановку пьес Гауптмана и Ибсена.
В спектаклях Б. жизненная достоверность деталей обстановки действия сочеталась с глубиной разработки психологических сцен. Психологический реализм Б. получил дальнейшее развитие в творчестве актёров и режиссёров 20 в. в Германии.
Соч.: Kritische Schriften ьber Drama und Theater, hrsg. von P. Schlenther, Bd 1-2, В., 1913-15; Theater, Dramatiker, Schauspieler, B., 1961.
Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939: Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, М.- Л., 1940.
И. Я. Новодворская.

Брактон    Брам    Брам-