Бруни

Бруни в Энциклопедическом словаре:
Бруни - Лев Александрович (1894-1948) - российский художник, в 1910-начале1920-х гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы ибеспредметные композиции. Виртуоз рисунка, легкого цветового пятна,позднее перешел к более традиционной живописи и графике (в т. ч. пейзажамОптиной пустыни) в духе ''тихого искусства''. Был также мастероммонументальной живописи (в 1935-48 возглавлял соответствующую студию приАкадемии архитектуры), развивая и здесь принципы чуждого официозувольного, ритмически-изысканного творчества.


(Bruni) Леонардо (прозвище - Аретино) (1370 или 1374-1444) -итальянский гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждаласкетизм. Убежденный республиканец, противник тирании. Автор произведений''История Флоренции'' (т. 1-12, 1439), ''Жизнь Данте'', ''Жизнь Петрарки''.
Федор Антонович (1799-1875) - российский исторический живописец.Сочетал элементы классицизма и романтизма (''Медный змий'', 1827-41). С кон.1840-х гг. глава русского академизма (росписи Исаакиевского собора вСанкт-Петербурге, 1841-45).

Значение слова Бруни по словарю Брокгауза и Ефрона:
Бруни (о-в) — остров близ юго-восточного берега Тасмании, южнее устья реки Дервент, представляет удлиненную и глубоко изрезанную морем песчаную поверхность. Б. занимает 385 кв. км, имеет склад угля для морских пароходов, на вост. берегу мест. Куквилль (Cookville), на сев.-зап. — маяк.

Определение слова «Бруни» по БСЭ:
Бруни - Бруни (Bruni)
Леонардо (настоящее имя; прозвище - Аретино, Aretino) (1370 или 1374, Ареццо, - 8.3.1444, Флоренция), итальянский гуманист, писатель и историк. В основе его мировоззрения - вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. В морально-философских и педагогических трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм. Высоко ценя классическую латынь, Б. выступал в защиту итальянского языка как языка научной и художественной литературы. На итальянском языке им написаны
«Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки» и новелла «История Антиоха, сына Селевка»; на латинском языке - комедия «Поликсена» и «Речь Гелиогабала». Б. переводил на латинский язык Платона и Аристотеля. Его сочинение
«О правильном переводе» - одна из первых попыток создать теорию перевода. В политических памфлетах выступал против тирании, защищая республиканский строй. В работах по истории («История Флоренции», «Записки о событиях моего времени»)
критически подошёл к историческим источникам и пытался вскрыть причины исторических событий и явлений. Подчёркивая значение гражданских свобод в истории Флоренции, Б. видел в последней наследницу республиканских традиций Древнего Рима, призванную отстоять эти свободы в борьбе с тиранами Милана.
Соч.: Humanistisch-philosophische Schriften, hrsg. von H. Baron, Lp/., 1928: Historiarum florentini populi, [Bologna], 1926; Commentarius rerum suo temporegestarum, Bologna, 1926.
Лит.: Корелин М., Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. 4. СПб. 1914, с. 22-138; Rossi V., Il quattrocento, [Mil.], 1949.


Бруни - Федор (собственно Фиделио) Антонович [10.6.1799, Милан, - 30.8(11.9).1875, Петербург], русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809-18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1818-36 и 1838-41 работал в Италии. Профессор (1836) и ректор (1855-71) петербургской АХ. В 1820-е гг. в некоторых своих произведениях стремился наполнить гражданским пафосом и романтической эмоциональностью условные формы академического искусства
(«Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824, Русский музей, Ленинград; рисунки для альбома «Очерки событий из Российской истории...», изданы в 1839). К этому же периоду относится лучший среди немногочисленных портретов Б. - романтический портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (1820, Русский музей). Одновременно Б. работал над интимно-лирическими сценами на античные темы
(«Пробуждение граций», 1827, Третьяковская галерея.). С 1830-х гг. Б. становится представителем наиболее консервативных тенденций романтизма в русской живописи, который в его творчестве приобретает религиозно-мистическую окраску. Грандиозное полотно Б. на библейскую тему
«Медный змий» (1827-41, Русский музей) отмечено выражением зловещей фатальности происходящего. Б. - автор 35 картонов для росписей Исаакиевского собора в Ленинграде (1841-45, Русский музей). С конца 1840-х гг. - глава русского академизма; как ректор и профессор АХ занимал крайне реакционные позиции.
Лит.: Савинов А., Ф. А. Бруни, М.-Л., 1949.
Ф. А. Бруни. «Медный змий». 1827-41. Русский музей. Ленинград.

Брунер Джером Сеймур (Bruner)    Бруни    Бруннер