Бруно

Бруно в Энциклопедическом словаре:
Бруно - (Bruno) Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт.Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. В гилозоистической (см.Гилозоизм) натурфилософии Бруно, направленной против схоластическогоаристотелизма, неоплатонические понятия о едином начале и мировой душепереплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии игерметической традиции. Развивая идеи Николая Кузанского игелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию обесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Основныесочинения: ''О причине, начале и едином'', ''О бесконечности, Вселенной имирах'', ''О героическом энтузиазме''. Автор антиклерикальной сатирическойпоэмы ''Ноев ковчег'', комедии ''Подсвечник'', философских сонетов.

Значение слова Бруно по словарю Брокгауза и Ефрона:
Бруно (апостол Пруссии) (Bruno) — святой, апостол Пруссии, родился около 970 года, происходил из дома графов Кверфуртских, воспитывался в Церковной школе в Магдебурге и 989 г. был священником в тамошней церкви св. Морица. В 996 г. он сопровождал короля Оттона III в Рим, проникся там аскетизмом, в продолжение пяти лет был монахом в монастыре св. Алексия и Бонифация на Авентине и потом последовал за св. Ромуальдом, основателем Камальдульского ордена. Побуждаемый горячим желанием обратить в христианство пруссов, Б. добился посвящения в сан архиепископа язычников и в 1004 г. отправился в Мерзебург, чтобы побудить короля Генриха II предпринять против пруссов крестовый поход. Когда это ему не удалось, он отправился в Польшу, оттуда в Венгрию, где описал жизнь Адальберта Пражского, и в 1007 обратил в христианство печенегов. По возвращении в Польшу, когда герцог Болеслав отказал ему в военной помощи, он отправился с 18 спутниками в страну пруссов, где 1 4 февраля 1009 г. все они были убиты. Ср. Heine, "Der Heilige B. v. Querfurt" (1877).


Бруно (основатель Картезианского ордена) (Bruno) — святой, основатель Картезианского монашеского ордена, род. в Кельне около 1040, происходил из старинного дворянского рода; воспитывался во Франции и впоследствии был начальником Реймсской церковной школы. Безнравственная жизнь тамошнего архиепископа и его духовенства побудила Б. сложить с себя духовный сан и удалиться вместе с шестью единомышленными друзьями в негостеприимные горы в окрестностях Гренобля, где в 1086 г. они поселились для пустынножительства. Из этого поселения, которому Б. дал в руководство устав бенедиктинцев, но в более строгой форме, возник орден Картезианцев (см.). Папа Урбан II, бывший прежде учеником Б., в 1089 г. призвал к себе своего прежнего наставника. Б. последовал этому призыву неохотно и в 1094 году получил позволение основать второй картезианский монастырь в пустынной местности делла Toppe, в Калабрии, настоятелем которого он оставался до своей смерти в 1101 году и который после того пришел в упадок. Б. в 1628 г. был причислен католической церковью к лику святых. Из приписываемых ему сочинений (Париж, 1524 и Кельн 1611 г.) считаются подлинными два толкования на Псалмы и на Послания апостола Павла, а также несколько писем. Ср. Tappert, "Der heilige В." (Люксембург, 1872).

Определение слова «Бруно» по БСЭ:
Бруно (Bruno)
Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель Пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
В философии Б. идеи Неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к Гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения бога).
Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной
(«О бесконечности, вселенной и мирах», 1584, см. «Диалоги», 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей
(«О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является Монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть
«монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном - «всё во всём». Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и
«совпадения противоположностей» - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.
В. В. Соколов.
В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси
(«О неизмеримом и неисчислимом», 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.
Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», философские сонеты, комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает с канонами
«учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.
Р. И. Хлодовский.
Соч.: Opera latine..., v. 1-3, Napoli, 1879-91; Opere italiane, 2 ed., t. 1-3, Bari, 1925-27; в рус. пер. - Изгнание торжествующего зверя, [СПб], 1914; О героическом энтузиазме, М., 1953.
Лит.: Антоновский Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПб, 1892; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М.-Л., 1933, с. 3-48; Веселовский А. Н., Джордано Бруно. Биографический очерк, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Джордано Бруно, Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке,
«Докл. и сообщения филологического института [ЛГУ]", 1949, в. 1; Баев К. Л., Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей, [2 изд.], М., 1955; Рожицын В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М-, 1955; Штекли А., Джордано Бруно, М., 1964; Горфункель А., Джордано Бруно, М., 1965: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Боянов С., Философията на Джордано Бруно, София, 1969; Silvestrini V., Bibliografia delle opere di G. Bruno..., Pisa, 1926.
Дж. Ф. Бруно.

Бруннер    Бруно    Брунсвик Эгон