Будный

Будный в Энциклопедическом словаре:
Будный - Симон (ок. 1530-93) - один из руководителей реформационногодвижения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издална белорусском языке ''Катехизис'' (1562) и другие книги.

Значение слова Будный по словарю Даля:
Будный
см. буда.

Определение слова «Будный» по БСЭ:
Будный - Симон (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, - 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно-национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или западнорусских мелких дворян. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 издал на белорусском языке
«Катехизис» и др. книги, в которых выступал с резкой критикой религиозных догматов. В 70-х гг. выступил с проповедью взглядов антитринитариев, критиковавших официальное богословие с рационалистических позиций. Б. отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему. Резко критиковал пороки католической и православной церквей. Гуманистические идеи Б. нашли выражение в его утверждении человеческой личности, разума, в стремлении к положительным знаниям. Подобно Ф. Скорине, Б. являлся поборником единства культуры славянских народов; был лично знаком с русским первопечатником И. Федоровым (См. Фёдоров) и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками.
К Б. обращался с посланиями старец Артемий. Идеи Б. получили распространение главным образом среди шляхетства и некоторых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. В отличие от крестьянско-плебейского крыла антитринитариев, Б. не выступал за уничтожение крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны феодалов. На Луцловицком соборе (синоде) 1582, на котором преобладали умеренные антитринитарии (Социниане), Б. за свои радикальные религиозно-философские воззрения был лишён сана и осужден как еретик; его сочинения сжигались на кострах, а сам он подвергался жестоким гонениям и преследованиям.
Лит.: Хрэстаматыя па старажытнай беларускай лiтературы, Мiнск, 1959, с. 187-95; Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962, с. 40-82; Порецкий Я. И., С. Будный - передовой белорусский мыслитель XVI в., Минск, 1961; История БССР, т. 1, Минск, 1961, с. 145, 161, 162.
В. И. Корецкий, В. В. Борисенко.

Будничный    Будный    Будорага