Бэкон

Бэкон в Энциклопедическом словаре:
Бэкон - (Bacon) Натаниел (1642 или 1647-1676) - руководитель восстанияфермеров (1676) в Виргинии против английских колониальных властей.


Роджер (ок. 1214-92) - английский философ и естествоиспытатель,монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значениематематике и опыту - как научному эксперименту, так и внутреннемумистическому ''озарению''. Занимался оптикой, астрономией, алхимией;предвосхитил многие позднейшие открытия.
Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, родоначальник английскогоматериализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате ''Новый органон''(1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой,предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений(''идолов'', или ''признаков''), обращение к опыту и обработка его посредствоминдукции, основа которой - эксперимент. Автор утопии ''НоваяАтлантида''. (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон - 9 апреля 1626,Хайгет), английский философ и политический деятель.Жизнь и творчествоПроисходил из семьи ''новых дворян'', в свое время поддержавших английскуюмонархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занималдолжность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэконпоступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палатыобщин английского парламента, где выступал противником королевы ЕлизаветыI по ряду вопросов. В 1597 опубликованы ''Опыты, или наставлениянравственные и политические'', представляющие собой высокохудожественныеэссе на различные темы - от морально-бытовых до политических. В 1605 былаопубликована на английском языке работа ''О достоинстве и приумножениинаук'', представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона -''Великого восстановления наук'', предполагавшего 6 этапов. При короле ЯковеI, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышениеБэкона: в 1612 он - генеральный прокурор, в 1617 - лорд-хранитель печати,в 1618 - лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своихпроизведений - ''Новый Органон''. В 1621 был обвинен во взяточничестве и нанесколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание,Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занималсянаучным экспериментированием и умер в 1626, простудившись послепроведенного опыта.Бэкон был увлечен широкими проектами преобразованиянауки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, ''онфилософствовал как лорд-канцлер''; в социальной утопии ''Новая Атлантида''ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. ЛондонскогоКоролевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки каксоциального института. Он разделял теорию двойственной истины,разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению крелигии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее ролинеоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качествеэпиграфов для своих произведений.Классификация наук Бэконовскаяклассификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгоевремя признавалась основополагающей многими европейскими учеными ифилософами. Разделение всех наук на исторические, поэтические ифилософские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история- это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю,описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), игражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии -рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию(естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль иобщественные явления). В естественной философии Бэкон выделяеттеоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдаетсяматериальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), ипрактическую (''естественная магия'') части. Как натурфилософ Бэконсимпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью кней не присоединялся.Критическая часть системы Считая, что устранениезаблуждений и предрассудков - отправная точка правильногофилософствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главныйнедостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, чтоона проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылкисиллогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессанснуюгуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами иподменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с такназываемой ''фантастической ученостью'', опирающейся не на достоверный опыт,а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках ипр.Основу критической части философии Бэкона составляет учение о такназываемых ''идолах'', искажающих наши познания. Это, во-первых, врожденные''идолы рода''. В их основе субъективные свидетельства органов чувств ивсевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей вприроде и т. п.). Во-вторых, ''идолы пещеры'', обусловленные зависимостьюпознания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, атакже ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, ''идолы рынка, илиплощади'', имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличиватьроль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэконпредлагает искоренять ''идолов театра'', в основе которых некритическоеследование авторитетам.Индуктивная методология Бэкон считал необходимымсоздать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенновосходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности всеоткрытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод долженопираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которыедолжны систематизироваться в ''естественной истории''. В целом индукциявыступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но икак логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных наопыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах ДжонаСтюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия былаподвергнута критике школой К. Поппера и др.Свою методологию Бэкон понималкак определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образудействий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья(плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэконразличал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенныерезультаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна несразу, но которые в конечном итоге дают максимальныйрезультат.Технократическая школа В ''Новой Атлантиде'' (1623-24)рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит ''Соломоновдом'', или ''Общество для познания истинной природы всех вещей'',объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических исоциалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженнымтехнократическим характером: на острове царит культ научно-техническихизобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения.Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причемпоощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах других странчленами ''Соломонова дома''. ''Новая Атлантида'' осталасьнезаконченной.Сочинения:Сочинения: в 2 т. М., 1977-1978.История правлениякороля Генриха VII. М., 1990.The works. / Collected and ed. by J.Spedding, R. L. Ellis, D. D. Heath. London, 1887-1901. V.1-7.Литература:Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.Quinton A. FrancisBacon. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов (Bacon) Фрэнсис (1909-92) - английский художник. С 1950-х гг. одиниз крупнейших представителей новой фигурации. Его живописные портреты,фигурные композиции, реплики картин старых мастеров полны остроготрагизма, мрачного ощущения ''ада на земле''.

Значение слова Бэкон по словарю Ушакова:
БЭКОН
(или бекон), бэкона, мн. нет, м. (англ. bacon) (с.-х.). Копченая свиная грудинка; молодая малосольная свинина.

Значение слова Бэкон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Бэкон — см. Бакон.

Определение слова «Бэкон» по БСЭ:
Бэкон (Bacon)
Натаниел (1642 или 1647-1676), руководитель восстания фермеров в Виргинии - английской колонии в Северной Америке. Родился в Англии в обедневшей аристократической семье. В 1673 эмигрировал в Северную Америку и основал 2 небольшие плантации. В 1676 возглавил восстание против английских колонизаторов, ставшее провозвестником будущих выступлений североамериканских колоний за свою независимость. В разгар восстания Б. умер (по новейшим исследованиям американских историков, был отравлен наёмными убийцами).


Бэкон (Bacon)
Роджер (около 1214, Илчестер, - около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель. Преподавал в университете в Оксфорде, состоял в францисканском ордене. Задумал обширную энциклопедию наук, подготовительными работами к которой явились его «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд».
Б. считал универсалии существующими только в единичном, которое не зависит от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчёркивал не столько субъективность общего (как сторонники Номинализма), сколько объективность единичного. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой
«первичной материи», лишённой качеств, Б. выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Б. отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний - мистический «озарение» и внешний).
Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.
Соч.: Opera hactenus inedita, fasc. I-16, Oxf., 1909-40.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacons life and works, Oxf., 1914; Easton S. C., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Heck E., Roger Bacon, Bonn, 1957.
В. П. Зубов.
Р. Бэкон.
Бэкон (Bacon)
Фрэнсис (22.1.1561, Лондон, - 9.4.1626, там же), английский философ, родоначальник английского Материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Философия Б. сложилась в атмосфере общего научного и культурного подъёма стран Европы, ставших на путь капиталистического развития, освобождения науки от схоластических пут церковной догматики. Всю жизнь Б. работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук».
Наука, по Б., должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С этой точки зрения он критиковал схоластику и её силлогистический дедуктивный метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. По словам Маркса, для Б.
«наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Б. составлял таблицы присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отдельных предметов того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составить 3-ю часть его труда - «Естественную и экспериментальную историю».
Акцентирование значения метода позволило Б. выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цель образования - не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Все существующие и возможные науки Б. разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению - поэзия, рассудку - философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке.
Причиной заблуждения разума Б. считал ложные идеи - «призраки», или «идолы», четырёх видов: «призраки рода», коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой;
«призраки пещеры», возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; «призраки рынка», порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; «призраки театра», ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Б. рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Б. не стало ещё механистическим, как у Галилея, Декарта и Гоббса.
Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Б. к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Б. была принята французскими просветителями - энциклопедистами.
Соч.: The works..., v. 1-14, L., 1857-74 (Reprint, L., 1968); в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-2, СПБ. 1874: О принципах и началах, М., 1937; Новый органон, М., 1938; Новая Атлантида, 2 изд., М., 1962.
Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произведения, т. 1, [М.], 1948, с. 239 - 270; Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, 2 изд., СПБ. 1870; Милонов К. К., философия Франциска Бэкона, М., 1924; Субботник С., Френсис Бэкон, М., 1937; Мельвцль М. Н., Френсис Бэкон, М., 1961; Frost W., Bacon und die Naturphilosophie,
Mьnch., 1927; Anderson F. Н., The philosophy of F. Bacon, Chi., 1948; Green A. W., Sir F. Bacon, N. Y., [1966].
М. Н. Мельвиль.
Ф. Бэкон.

Бэквордэйшн    Бэкон    Бэкон Фрэнсис