Чарвака

Чарвака в Энциклопедическом словаре:
Чарвака - см. Локаята.

Значение слова Чарвака по Религиозному словарю:
Чарвака - Чарвака (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Сочинения Чарваки не сохранились, источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайниз

Значение слова Чарвака по словарю Брокгауза и Ефрона:
Чарвака (санскр. C ârvá ka) — индийский философ, основатель грубо-материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека Ч. выводил, что душа и тело — тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедовавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой — что телесные органы составляют душу, третий — что душа и жизненные функции одно и то же, четвертый — что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами при помощи огня их собственных глаз). С. Б ч.

Определение слова «Чарвака» по БСЭ:
Чарвака (санскр.)
материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют Ч. Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души - учение о Брахмане и Атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим - только этот мир, единственной реальностью - материю.
Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Ч. видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Ч., реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Ч. утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Ч. делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.
Лит.: Щербатской Ф. И., К истории материализма в Индии, в кн.: Избр. труды русских индологов-философов, М., 1962; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; см. также лит. к ст. Локаята.
В. П. Лучина.

Чараймаки    Чарвака    Чаргафф