Человеческие факторы

Определение «Человеческие факторы» по БСЭ:
Человеческие факторы - в технике, характеристики человека (или группы людей) и машины (или технические системы), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе «человек - машина», функционирование которой определяется достижением поставленной цели. Ч. ф. имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия, который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем
«человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Учёт Ч. ф. является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина».
Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.
Различают понятия «Ч. ф.» и «личный фактор». В отличие от Ч. ф., понятие «личный фактор» (введённое в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте) включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Ч. ф. - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем
«человек - машина» как функционального целого (см. Системотехника, Системный подход).
Одна из первых попыток раскрыть содержание понятия «Ч. ф.» была предпринята в 1930 советским учёным Н. М. Добротворским, хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering»
(буквально - техника человеческих факторов), используемого в США для обозначения как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек - машина» с целью обеспечения эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы людей). В 1957 в США было образовано Общество человеческих факторов, в 1958 началось издание журнала «Человеческие факторы».
В европейских странах, в том числе в СССР, для обозначения специальной области знания и сферы профессиональной деятельности, аналогичной той, которую в США называют «Ч. ф.», принят термин Эргономика. См. статьи Инженерная психология, Система
«человек и машина» (См. Система человек и машина).
Лит.: Добротворский Н. М., Лётный труд, М., 1930; Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Д., Эргономические основы организации труда, М., 1974; Методы инженерно-психологических исследований в авиации, М., 1975; Meister D., Human factors: theory and practice, N. Y., 1971.

Человек и закон    Человеческие факторы    Человеческих отношений теория