Черный Передел

Черный Передел в Энциклопедическом словаре:
Черный Передел - нелегальная газета одноименной группы, 1880-81, Женева- Минск, 5 номеров. Редакторы: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В.Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман.


народническая организация в Санкт-Петербурге в 1879-82.Возникла после раскола ''Земли и воли'', сохранила ее программу; отрицаниеполитической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр -Санкт-Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч,В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др.), филиалы в Москве,Киеве, Одессе, Харькове. Издание газеты ''Черный передел'', ''Зерно''. Лидерыс 1880 в эмиграции, в 1883 основали группу ''Освобождение труда''. В Россиипосле 1 марта 1881 часть членов ''Черного передела'' вошла в организацию''Народная воля'', другие в 80-х гг. продолжали деятельность с позиций''Земли и воли''.

Значение слова Черный Передел по словарю Брокгауза и Ефрона:
Черный Передел — 1) революционный журнал, издававшийся частью за границей, частью в тайных типографиях в России в 1880—81 гг., и 2) связанное с ним общество. Ч. Передел образовался при распадении общества Земля и Воля в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю (см.), а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество Ч. Передел. К нему принадлежали Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч. Первый № журнала был напечатан под ред. Плеханова в Петербурге в январе 1880 г., но до выхода из типографии арестован и переиздан за границей, 2-й — за границей, 3-й — в России, 4-й (последний) — за границей. Чернопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько №№ газеты для рабочих — "Зерно". В 1881 г. часть чернопередельцев судилась в СПб.; многие высланы в админ. порядке в Сибирь. Чернопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 70-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать "экономистами" в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, т. е. они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой. Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что "экспроприация крупных поземельных собственников" поведет в России, благодаря общине, "к замене индивидуального владения коллективным, т. е. обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания черного передела" ("Ч. Передел", № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили ее "в зависимость от предварительной революционной работы в народе" (следов., отодвигали ее на многие годы); к террору чернопередельцы относились с решительным осуждением. В самом "Ч. Переделе" в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В след. №№ Плеханов не участвовал. Впоследствии громадное большинство чернопередельцев обратилось в социал-демократов. "Ч. Передел" не перепечатан в сборнике револ. журналистики Базилевского и встречается крайне редко; отрывки из № 1 приведены в кн. Бурцева "За сто лет" (Лондон, 1896). В. В—в.

Черный Пар    Черный Передел    Черный Пол. Накат