Димитрий, архиепископ херсонский
Значение слова Димитрий, архиепископ херсонский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Димитрий, архиепископ херсонский (в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий, род. в 1839 г.) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, епископ тамбовский, затем архиепископ казанский, с 1905 г. архиепископ херсонский. Литературные труды Д. помещались в "Трудах Киевской Дух. Академии". Отдельно издал: "О значении национального элемента в историческом развитии христианства" (Киев, 1880).
Димитрий, архиепископ херсонский (Муретов, 1806—1883) — архиепископ херсонский. Род. в Рязанской
губернии, был сыном дьячка. В
монашество вступил в последний год
своего студенчества в Киевской духовной академии;
потом был профессором
богословия и ректором той же академии, в которой служил
шестнадцать лет и оставил
неизгладимые следы сильного и разностороннего влияния. Уступая
предшественнику своему, Иннокентию
Борисову, в
смелости и
оригинальности богословских
воззрений, он не ниже, а,
может быть, даже выше его был по глубине и
основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней
исторический метод исследования и
изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов. Богословствование Иннокентия
многие встретили
недружелюбно и обвиняли в
либерализме, если не
рационализме. Преемник его по кафедре подвел
такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой
строгостью и
осмотрительностью, что должны были
рассеяться сомнения и
замолкнуть обвинения против новой системы богословия. Лекций своих Д. не выдавал студентам и, вероятно, не писал
вполне, но подготовлялся к ним так
основательно, что
обычно в
течение двух часов
подряд, без конспекта или даже
клочка бумаги для справок говорил
беспрерывно, приводя
буквально тексты и
выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых
сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная
запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала
совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук",
Макария (Булгакова), митроп. моск.
Многие обвиняли этого богослова за то, что он
нигде не упомянул о главном своем
источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то
время степень доктора богословия. Но
скромный Д.
никогда не изъявлял претензий на научную славу. Он не печатал своих трудов или печатал без подписи; под его именем выходили
только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обычно помещал в "Православн. Обозрении".
Потом они вышли отдельным изданием.
Помимо своей научной и профессорской
знаменитости, Д. был редким человеком, добрым пастырем, с чертами мужа апостольского. О его
благотворительности ходили и ходят
многочисленные рассказы; все
некрологи его переполнены характерными фактами этого рода. В 1850 г. он был назначен епископом в Тулу, в 1857 г. — в Одессу, где возведен был в сан архиепископа.
Через семнадцать лет он был переведен на высшую по своему иерархическому
положению кафедру в
Ярославль, климат которого оказался неблагоприятным для его
здоровья. Он был переведен на
Волынь, а
через шесть лет
снова вернулся в Одессу, где и умер
. П. В.
Димитрий, архиепископ казанский и свияжский
Димитрий, архиепископ херсонский
Димитрий, македонские и сирийские цари