Далай-лама

Значение слова Далай-лама по Ефремовой:
Далай-лама - Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете.

Значение слова Далай-лама по словарю Брокгауза и Ефрона:
Далай-лама — высшее духовное лицо северных буддистов, со светской властью. Ламаслово тибетское, значит "верховный" (старший); далай по-монгольски "великий". Этот термин появился в буддийской иерархии сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV в.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (хубильганами). От одного из них, Кен-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и пошли Д., в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в Хлассе. Китайцы из политических расчетов стали покровительствовать Д., а с 1751 г. вверили им светскую власть над всем Тибетом. Д. живет в златоверхом монастыре, выстроенном на холме Будале. По смерти Д. ему сооружается на кровле будалинских палат небольшой храмик с позолоченною крышею, и там ставится золотой обелиск с пеплом умершего. Новый Д. избирается из тех мальчиков, которые родились в момент смерти прежнего. Прежде это совершалось путем гадания, а теперь по жребию, причем руководящую роль играют китайские чиновники; поэтому избранные всегда принадлежат к семействам, преданным Китаю. В доказательство своего достоинства мальчик-перерожденец должен признать какую-нибудь вещь из употреблявшихся прежним Д. Родители избранного мальчика получают пожизненно княжеское достоинство 5-й степени. См. о. Иакинфа, "Описание Тибета" (СПб., 1828); Koppen, "Die Religion des Buddha und ihre Entstehung" (B., 1857—1859); Schlagintweit, "Buddism in Tibet" (Лпц., 1863); Wordworth, "The Church of Thibet and the historical analogies of Budhism and Christianity" (Л., 1877). Н. Веселовский.

Определение слова «Далай-лама» по БСЭ:
Далай-лама - [от монг. далай - море (мудрости) и Лама] , титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. Происхождение института Д.-л. относится к началу 15 в., когда в Тибете завершился процесс становления Ламаизма и возникла своеобразная феодально-теократическая форма правления. Одним из догматов ламаизма стал принцип
«перевоплощения» души, согласно которому Д.-л. не умирает, а «перевоплощается» в ребёнка, родившегося в момент кончины первосвященника. Согласно этому догмату, Д.-л. избирался по установившемуся ритуалу из тибетских мальчиков, родившихся сразу же после смерти предыдущего Д.-л. Достигавший совершеннолетия Д.-л. становился не только духовным, но и светским правителем Тибета. Однако на деле часто оставался послушным орудием в руках своих наставников - представителей феодально-теократических сил. Титул Д.-л. тибетские первосвященники начали носить с 16 в. Последний (14-й) Д.-л. Лозон-дантзен-джамцонгванг (р. 1935), вступивший сначала на путь сотрудничества с правительством КНР, после вооруженного восстания в Тибете против китайских властей в 1959 эмигрировал в Индию.
Б. П. Гуревич.

Даладье    Далай-лама    Далай-Лама Далайнор