Демественное Пение

Демественное Пение в Энциклопедическом словаре:
Демественное Пение - стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв.Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболеераспространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось впраздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царяи т. д.).

Значение слова Демественное Пение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Демественное пение — неосмогласное славянское пение православной русской церкви. Оно означает домашнее пение, исполняемое вне храма. Обычай сопровождать домашние занятия священными песнопениями возник в Греции в V в.; затем он перешел к славянам, которые передали его христианам русской церкви. По другим источникам, Д. занесено к нам греческими певцами при Ярославе, в половине XI в. Это пение — мелодическое, т. е. одноголосное. Певец, исполнявший такое пение, назывался демественником или деместиком (вернее доместиком). С половины XVI в. встречаются нотные безлинейные рукописи этого пения. В конце XVI ст. и позднее Д. пение перешло в храм и исполнялось при важных торжествах, напр. при бракосочетании царя Михаила Феодоровича певчие пели многолетие демеством. Это пение, как неосмогласное, т. е. выходящее за пределы гласов, при богослужении имело значение второстепенное. Когда Д. пение перешло в церковь, то для домашнего употребления в России стали пользоваться псалмами, т. е. стихами духовного содержания. Н. С.

Определение «Демественное Пение» по БСЭ:
Демественное пение (от позднегреч. domйstikos - деместик, руководитель хора и его солист в Византии)
стиль древнерусского церковного пения. Получил распространение в середине 15-17 вв. Самые ранние записи демественных мелодий, осуществлявшиеся с помощью знаменной или особой, демественной нотации, относятся к 70-м гг. 16 в. В 17 в. появились и демественные трёх- и четырёхголосные партитуры. Мелодика Д. п. отличалась свежестью интонаций, гибкостью, цветистым рисунком и в этом отношении приближалась к лирической народной песне. Д. п. применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т.п.). Общепринятая ранее точка зрения, будто первоначально Д. п. было домашним, возникшая в связи с объяснением происхождения его названия от лат. domesticus - домашний, ныне оспаривается.
Лит.: Разумовский Д. В., Церковное пение в России, в. 3, М., 1869; Стасов В. В., Заметки о демественном и троестрочном пении, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965.
Н. Д. Успенский.

Демередж    Демественное Пение    Демественный