Демут-Малиновский

Демут-Малиновский в Энциклопедическом словаре:
Демут-Малиновский - Василий Иванович (1779-1846) - русский скульптор. Создалсовместно с С. С. Пименовым ряд значительных произведениймонументально-декоративной скульптуры русского классицизма, проникнутыхпатриотическим гражданственным пафосом (скульптурное оформление Горногоинститута, 1809-11, арки Главного штаба, 1827-28, Михайловского дворца,ныне Русский музей, 1823-25, - в Санкт-Петербурге).

Значение слова Демут-Малиновский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Демут-Малиновский (Василий Иванович)скульптор, сын резного дела мастера; род. в СПб. 2 марта 1779 г. и шести лет от роду поступил в воспитанники Императорской академии художеств. Обучаясь в ней, получил две серебряные медали за успехи в леплении с натуры (малую в 1798 г. и большую в 1799 г.) и второстепенную золотую медаль (в 1880 г. за барельеф "Ангел выводит ап. Петра из темницы"), а по окончании в ней курса, в 1800 г., был награжден званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за исполненные вместе с двумя другими выпускными учениками академии два барельефа к памятнику Петра Великого, воздвигнутому в СПб. перед Михайловским замком. После того в течение двух лет оставался при акад. в качестве ее пенсионера и в это время, участвуя в конкурсе, объявленном тогдашним президентом акад. гр. А. С. Строгановым, сочинил и вылепил эскиз памятника профессору скульптуры Козловскому, доставивший ему вторично больш. зол. медаль. В 1803 г. отправился для дальнейшего совершенствования своего в ваянии в Италию; работая в Риме под наблюдением Кановы, вылепил барельеф "Геркулес и Омфала", статую "Нарцисса, смотрящегося в воду" и несколько голов и бюстов. В 1807 был вызван обратно в Петербург для исполнения скульптурных украшений здания биржи и Казанского собора и затем вскоре признан академиком. В 1808 г. был сделан адъюнкт-профессором, в 1813 г. повышен из этого звания в профессоры, в 1833 г. признан заслуженным профессором и, наконец, в 1836 г. — ректором академии по отделу скульптуры. Умер в 1846 г. В истории русского искусства Д.-М. должно быть отведено видное место как художнику весьма талантливому, превосходно изучившему натуру и не позволявшему себе сильно отступать от нее в пользу господствовавшего в его пору псевдоклассицизма, в духе которого ему самому приходилось исполнять большинство своих произведений. Кроме того, он заслужил право на память в потомстве как наставник не одного поколения следовавших за ним русских ваятелей. Главные из работ, исполненных им по возвращении из Италии, — колоссальные статуи пророка Илии и апостола Андрея Первозванного (для Казанского собора, в СПб.), памятник фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Юрьевском уезде, статуя "Русский Сцевола" (лучшее из всех произведений художника, наход. в муз. Акад. худ.), аллегорические группы, украшающие фасад спб. биржи, скульптурные украшения здания Адмиралтейства (испол. вместе с проф. С. Пименовым и худож. А. Анисимовым), барельефы с изображением четырех Побед и олицетворений рек Невы и Волги (для пьедестала Александровской колонны), несколько барельефов и две фигуры евангелистов в домовой церкви академии художеств, бюсты фельдмаршала Суворова, кн. Кутузова-Смоленского и трагического поэта Озерова. А. С-в.

Определение слова «Демут-Малиновский» по БСЭ:
Демут-Малиновский - Василий Иванович [2(13).3.1779, Петербург, - 16(28).7.1846, там же], русский скульптор-монументалист. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Пенсионер АХ в Риме (1803-06). Преподавал в петербургской АХ (1808-36; профессор с 1813, ректор по отделу скульптуры с 1836). Выполненное Д. в период расцвета (начало 1810-х - начало 1830-х гг.) скульптурное оформление (совместно с С. С. Пименовым) ряда выдающихся архитектурных сооружений, построенных К. И. Росси, а также Биржи и Адмиралтейства относится к числу наиболее значительных произведений монументально-декоративной скульптуры русского Ампира (группа «Похищение Прозерпины» перед портиком Горного института, камень, 1809-11; фронтоны и барельефы Михайловского дворца, ныне Русский музей, гипс, камень, 1823-25; скульптурная группа на аттике арки Главного штаба на Дворцовой площади, листовая медь, 1827-28; и др.).
Для работ Д. этого периода характерен мужественный, героический строй образов: торжественный ритм и ясность композиционных решений, органическое единство с архитектурой. Д. работал также в области станковой (в том числе портретной) и надгробной пластики (надгробия М. И. Козловского, мрамор, 1802, Музей городской скульптуры, Ленинград, и М. Б. Барклая-де-Толли, бронза, гранит, 1823, в Йыгевесте, близ г. Тырва в Эстонской ССР), выполнял памятники (памятник Ивану Сусанину в Костроме, бронза, 1841-43, открыт в 1851; памятник Барклаю-де-Толли в Тарту, сооружён по чертежам Д. в 1849).
Лит.: Шмидт И., В. И. Демут-Малиновский, М., 1960.
О. А. Алленова.
В. И. Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины». Группа перед портиком Горного института в Ленинграде. Камень. 1809-11.

В. И. Демут-Малиновский. Надгробие М. И. Козловского. Мрамор. 1802. Музей городской скульптуры. Ленинград.

В. И. Демут-Малиновский.

Демус    Демут-Малиновский    Демуцкий