Дамба

Значение слова Дамба по Ефремовой:
Дамба - Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления, для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Значение слова Дамба по Ожегову:
Дамба - Гидротехническое сооружение - вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища

Дамба в Энциклопедическом словаре:
Дамба - (от голл. dam) - гидротехническое сооружение, аналогичное поустройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные(ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защитынизменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, исопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные- для регулирования русел рек.

Значение слова Дамба по словарю Ушакова:
ДАМБА
дамбы, ж. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.

Значение слова Дамба по словарю Даля:
Дамба
ж. немецк. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный.

Значение слова Дамба по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дамбаискусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка). А. Таненбаум.

Определение слова «Дамба» по БСЭ:
Дамба (от голл. dam)
гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают Д. напорные и безнапорные. Напорные Д. сооружают для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления, обвалования каналов (оградительные Д.) и для сопряжения напорных гидротехнических сооружений гидроузлов с берегами (сопрягающие Д.). Безнапорные Д. возводят для направления потока с целью регулирования и выправления русел (см. Регуляционные сооружения); для улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений (ГЭС, водосливных плотин, отверстий мостов, насосных станций и т. п.). Безнапорные Д. могут быть незатопляемыми и затопляемыми; в зависимости от расположения Д. относительно направления потока их называются продольными или поперечными. Д. строятся обычно из местных материалов (главным образом каменной наброски); небольшие Д. - из земли, хворостяной, фашинной кладки и т. п.

Дамаянти    Дамба    Дамгальнуна