Дзэн

Дзэн в Энциклопедическом словаре:
Дзэн - (япон. - от санскр. дхьяна - медитация, сосредоточение, созерцание),чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв.получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени.Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для Дзэнхарактерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинногознания, вера в возможность обретения ''просветления'' (у, сатори)посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом(вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. Ссер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамкахконтркультуры).

Определение слова «Дзэн» по БСЭ:
Дзэн - одно из течений дальневосточного Буддизма. Само слово «Д.» - японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение - чань. Д. сложился в Китае в 6-7 вв. под сильным влиянием Даосизма, у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и её можно постичь лишь путём внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторённых путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. - лаконичный намёк и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение
«свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.
Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638-713), а также Шэнь-сю (605-706). Период расцвета Д. в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Д. появился в 12-13 вв.; он продолжает оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Д., в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14-16 вв.).
Своеобразный (вульгаризированный) вариант Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации.
Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, «Народы Азии и Африки», 1964, № 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, № 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1-3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1-5, Tokyo, 1960-66.
Г. С. Померанц.

Дзэами    Дзэн    Дзюба