Дань

Значение слова Дань по Ефремовой:
Дань - 1. Подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси IX-XIII вв. и некоторых других странах). // Плата за что-л.
2. устар. Приношение, пожертвование; дар.

Значение слова Дань по Ожегову:
Дань - Вынужденная уступка чему-нибудь


Дань Подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных
Дань То должное, что нужно воздать кому-чему-нибудь Lib

Дань в Энциклопедическом словаре:
Дань - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. НаРуси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово ''дань'' означало налог и феодальнуюренту. В 13-15 вв. дань (''выход'') собиралась с русских княжеств в пользуЗолотой Орды.

Значение слова Дань по Бизнес словарю:
Дань - А. Принудительный натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденной страны, региона.

Б. Прямые налоги, подати, собираемые с населения.

В. Поборы рэкетиров с предпринимателей, коммерческих фирм.

Значение слова Дань по словарю Ушакова:
ДАНЬ
дани, ж. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (истор.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-н., должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-н. Отдать дань природе - см. природа.

Значение слова Дань по словарю Брокгауза и Ефрона:
Даньтермин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое "число", установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а "в сохе числиша два мужи работники"; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором "с сошного письма" или "с живущих вытей", причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить "до валовых писцов" и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей "с сошного письма" или "четвертных"; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: "Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В." и "Спорные вопросы финансовой истории Московского государства"; в первом труде указана литература вопроса. В. Сторожев.

Определение слова «Дань» по БСЭ:
Дань - первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств (иногда Д. уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеодального государства Д., взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение - налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феодальную ренту.
На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, в том числе мехами и пр.). Рост феодальной собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания Д. и включению её в состав феодальной ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты Д. С образованием единого Русского государства Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. специальная разновидность Д. взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский «выход»).
Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ , 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финансовой истории Московского государства, СПБ, 1892.

Данченко    Дань    Дань-Чжу