Дао

Дао в Энциклопедическом словаре:
Дао - (китайское - букв. - путь), одна из основных категорий китайскойфилософии. В конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственногосовершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме -закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир -''воплощение'' дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающейактивности (у вэй, ''недеяние''), достигает единства с природой исовершенства. В традиции ''Книги перемен'' (''Ицзин'') дао - закономерностьчередования сил инь-ян.

Значение слова Дао по Религиозному словарю:
Дао - Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единое верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Дао существует вне времени и пространства. В китайской традиции дао не имеет единого толкования - это и путь природы, и смысл человеческой жизни, и путь следования этическим нормам.

Значение слова Дао по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дао — индийский длинный кривой меч, обыкновенно превосходной работы и богатой отделки. Национальное оружие мугов.

Определение слова «Дао» по БСЭ:
Дао - одна из важнейших категорий китайской философии. Буквально значение термина «Д.» - «путь»; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», т. е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии Даосизма термин
«Д.» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства термин
«Д.» большей частью отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному субстрату «ци». Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность Д. человека и окружающего мира.
Лит.: Конрад Н. И., Философия китайского Возрождения, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966: Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1- 2, Princeton, 1952-53.
В. А. Рубин.

Данькевич    Дао    Дао Дэ Цзин