Даосизм

Даосизм в Энциклопедическом словаре:
Даосизм - (кит. дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основныхрелигиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм,зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основныепредставители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился вразвитую религию. К 12 в. создан ''Дао цзан'' - свод литературы даосизма.Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао ипосредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Вотдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователидаосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существуетАссоциация верующих даосов.

Определение слова «Даосизм» по БСЭ:
Даосизм - 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. название - «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что
«Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время - «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4-3 вв. до н. э.
В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии
«Чжуан-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретенийчастности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописиособенности пейзажной). В трактате
«Лао-цзы» понятие «дао» приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного «Чжуан-цзы» абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане - проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.
2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат «Лао-цзы». Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием Буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания
«Жёлтых повязок» (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.
Основной целью адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.
Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. - Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли,
«Народы Азии и Африки», 1968, № 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions etihistoire de la Chine, v. 2, P., 1950.
В. А. Рубин.

Дао-Дэ-Цзин    Даосизм    Дапкунайте