Додекафония

Додекафония в Энциклопедическом словаре:
Додекафония - (от греч. dodeka - двенадцать и phone - звук) - методсочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А.Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в техникедодекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определеннойпоследовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоныхроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.

Определение слова «Додекафония» по БСЭ:
Додекафония (от греч. dуdeka - двенадцать и phоnе - звук; буквально - двенадцатизвучие)
метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному Авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. - die Reihe) - определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его «интонационную основу».
Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника, Пуантилизм.
Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, «Советская музыка», 1958, № 11; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwцlftonmusik, W., 1920; Schцnberg A., Style and idea, N. Y., [1950J; Křenek E., Zwцlftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek H., Anleitung zur Zwцlftonkomposition, Bd 1-2, W., 1952-58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.-Los Ang., 1968.
Ю. H. Холопов.

Додеканес    Додекафония    Додекаэдр