Долг

Значение слова Долг по Ефремовой:
Долг - 1. То, что взято взаймы.
2. перен. Обязанность перед кем-л., чем-л.

Долг в Энциклопедическом словаре:
Долг - категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые изпобуждений совести.

Значение слова Долг по Бизнес словарю:
Долг - денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях.

Значение слова Долг по словарю Ушакова:
ДОЛГ, долга, мн. долги, м. 1. только ед. Обязанность (книжн.). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга. 2. Взятое взаймы, преимущ. деньги. За мной долг. наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано за долги. Расплатился с долгами. Государственный долг. Перевыполнением плана вернем хлебный долг стране. В долг - 1) взаймы. Давать деньги в долг, 2) с последующей оплатой или с условием возврата. Жить в долг. Забирать из лавки товар в долг. По долгу чего (книжн.) - в силу вытекающих из чего-н. обязательств. По долгу службы. Остаться в долгу перед кем-чем - 1) быть в чем-н. обязанным кому-н. 2) перен., чаще с отриц. - оставить без возражений, без ответа (разг.). Ему нельзя делать замечаний, он в долгу не останется. Отдать последний долг кому (книжн.) - почтить память кого-н. умершего, присутствовать на чьих-н. похоронах. Отдать долг природе - см. природа. Влезть или залезть в долги (простореч.) - наделать много долгов.

Значение слова Долг по словарю Даля:
Долг
м. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, и

Значение слова Долг по словарю Брокгауза и Ефрона:
Долг — в широком смысле всякая обязанность, вытекающая из какого-либо юридического или нравственного обязательства, налагаемого договором, законом, общественным мнением или собственной совестью человека. В последнем случае говорят о нравственном Д. В более узком смысле Д. (денежный) вытекает из договора займа (преимущественно) или другого договора, налагающего обязанность произвести денежную уплату в виде точно определенной суммы. Как скоро сумма не определена, нет еще и Д. в собственном смысле; существуют лишь обязательственные отношения, могущие обратиться в Д. после окончательного расчета (см. Долговой документ), процесса или судебного приговора. Римляне определяли предмет Д. в этом узком смысле как aes alienum, т. е. как Д. из займа. Долговое обязательство является наиболее типичным и простым обязательственным отношением, где ясно определяются обязанности сторон. Его форму принимают поэтому почти все обязательственные отношения, как только они превращаются в обязанность для стороны, виновной в неисполнении их, уплатить определенную денежную сумму в виде убытков. В Риме долговое обязательство (стипуляция, см.) было, в действительности, и общей формой для всех обязательств. Подробности см. Заем.

Определение слова «Долг» по БСЭ:
Долг - категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории нравственного сознания человечества содержание Д. толковалось различно, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеческому содержанию понятие Д. включало в себя выполнение ряда выработанных исторически «простейших правил человеческого общежития».
Что касается природы Д., то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Основания Д. связывались с той или иной формой толкования нравственной необходимости (исполнения божественных велений, каких-либо космических или потусторонних законов, официальных или неофициальных общественных установлений, самоосуществления внутренних потенций личности и т.д.). В марксистской этике моральный Д. рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о., выражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению к создавшейся общественной ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т.п., внутренних убеждений и способов их реализации.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235-36; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, М., 1963.
О. Г. Дробницкий.

Долбяк    Долг    Долг Безнадежный