Духовно-Историческая Школа

Духовно-Историческая Школа в Энциклопедическом словаре:
Духовно-Историческая Школа - (культурно-философская) в литературоведении (скон. 19 в. - преимущественно в Германии: В. Дильтей, Р. Унгер, Ф.Гундольф, Г. А. Корф, О. Вальцель и др.), сложилась под воздействиемфилософии жизни Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала наиболеецелостную и глубокую истину о жизни в поэзии; она запечатлевает''переживание'' творца как единство исторического и психического, времени инации, духа (культуры) эпохи и умонастроения автора.

Определение «Духовно-Историческая Школа» по БСЭ:
Духовно-историческая школа (культурно-философская школа)
в литературоведении, возникла в конце 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно-исторические и историко-филологические) методы и как стремление к синтезу духовно-исторического и психологического истолкования литературы.
«Единство времени и нации, - писал её родоначальник В. Дильтей, глава "исторической" ветви философии жизни, - которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим»
(цитируется по ст. «О принципах методологии литературоведения», см. «Философские науки», 1967, №3, с. 109). Слитность «исторического» и «психического» - в «переживании» (единство рассудка, воли, чувства) художника. Переживание, объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органической взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художественное произведение наиболее адекватносравнении даже с гуманитарными науками - «науками о духе»)
постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный «пониманию» «объективный дух», так и неизъяснимую «последнюю тайну»
жизни. Истолкование (по Дильтею «понимание») произведения возможно только через «сопереживание», «вчувствование»; но и «понимание», выражаемое посредством описательной психологии или философских понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого культурно-исторического образования (принцип «равноправия эпох»).
Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетических идей Романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, «Переживание и творчество», 1906; Р. Унгер, «Философские проблемы нового литературоведения», 1908; Ф. Гундольф, «Гёте», 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, Х. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба).
Унгер прослеживает в литературе судьбу философских идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам.
«Переживание» и «творчество» поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художественных произведений; но поскольку художественный мир до конца не постигаем, то итог исследования
(«образ поэта») в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.
Отстаивая первостепенность «переживания» в искусстве и его связь с мировоззрением эпохи («объективным духом»), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами «переживания»; развивая принцип «историзма»
(в том числе применительно к смене художественных стилей и форм), она избегала выяснять закономерности исторического процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. «История духа» как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует современное западное литературоведение, в том числе экзистенциалистское; её традицию продолжает
«Deutsches Vierteljahrschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte» (Stuttg., с 1923).
Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л., 1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в «истории духа», «Философские науки», 1967, № 3.
В. И. Масловский.

Духовно    Духовно-Историческая Школа    Духовно-Рыцарские Ордена