Дворжак

Дворжак в Энциклопедическом словаре:
Дворжак - (Dvorak) Антонин (1841-1904) - чешский композитор и дирижер. Одиниз основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер,кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-93), симфоническиепоэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры,песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора,воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата ''Гимн чешскихкрестьян'', 1885; увертюры ''Родина моя'', 1882; ''Гуситская'', 1883), картиныприроды и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5симфонических поэм, оперы ''Черт и Кача'', 1899, ''Русалка'', 1901). Наиболеезначительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония ''ИзНового света'', 1893; ''Славянские танцы'' для оркестра, 1-2-й циклы,1878-87; концерты). Профессор и дирижер консерваторий в Праге и Нью-Йорке.


Макс (1874-1921) - австрийский историк искусства. Исследовал егосвязь с духовной жизнью эпохи, исходя из идеалистических представлений обистории искусства как ''истории духа''.

Определение слова «Дворжак» по БСЭ:
Дворжак - Дворжак (Dvorak)
Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, - 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857-58 - в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 - в оркестре «Временного театра».
Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873)
привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер,
«Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры
«Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» - первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников - В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. - почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 - её директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии -
«Из Нового Света» (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»),
сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд - «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).
Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 - одна из популярнейших чеш. опер);
«Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев -
«Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»).
Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях
«Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.
Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. - Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967;
Šourek О., Život a dнlo Antonнna Dvořбka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967.
И. Ф. Бэлза.
А. Дворжак.


Дворжак - Дворжак (Dvorak)
Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия, - 8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в университетах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 профессор) в Венском университете; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посвященных главным образом искусству средневековья, Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость искусства от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологических воззрений. Стоя на идеалистических позициях, Д. рассматривал историю искусства как «историю духа».
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-5, Mьnch., 1924-29; в рус. пер. - Очерки по искусству средневековья, М. - Л., 1934.
Лит.: Neumann J., Das Werk М. Dvořбks und die Gegenwart. в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3-4, Bdpst, 1962.

Дворецкий    Дворжак    Дворжецкий