Филимоновская Игрушка

Филимоновская Игрушка в Энциклопедическом словаре:
Филимоновская Игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийсяв Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревниФилимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытоеремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки возник в середине 19 в. всреде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам врайоне Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местныхбазарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работалисемейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее набазаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили ирасписывали игрушки.Особенности производстваНа внешнем облике игрушкиотразились природные свойства местной глины - ''синьки''. При просушкепластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрываетсямелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаряэтому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, ноудивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретаютровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.Особенностифилимоновской игрушкиОсновную массу изделий филимоновских мастерицсоставляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи,петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близкидревним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновскихбарынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразнойголовой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычнодержит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместоюбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головыфигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересныкомпозиции, слепленные из нескольких фигурок, например ''Любота'' - сценкасвидания влюбленных.Все персонажи животного мира имеют тонкую талию идлинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяютотличить одно животное от другого. У барана рога - круглыезавитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - какпричудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшиеконические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверьсидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшаяголовка отдаленно напоминает медвежью. Роспись игрушекФилимоновскиемастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками,замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительнуюскупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета - игрушкиполучаются яркими и веселыми.Животные традиционно расписываютсяразноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленойили малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые частонаносят несложный аляповатый орнамент.Филимоновские барыни и кавалерыодеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, ана вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростныйорнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с однойстороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов,вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки,розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрыйдекор.Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф.Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиямиискусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновскиемастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараютсяразнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.Литература:Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство,1975.Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М.:Современник, 1978.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А.Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Н. В. ГаевскаяА. Л. ИорданскийФИЛИН Александр Иванович (1903-41) - летчик-испытатель, генерал-майоравиации (1940). Испытания ряда истребителей (в т. ч. И-14 с убраннымишасси) и бомбардировщиков. Участник рекордного перелета в экипаже М. М.Громова (1934).

Филимон    Филимоновская Игрушка    Филин