Фолкнер

Фолкнер в Энциклопедическом словаре:
Фолкнер - (Faulkner) Уильям (1897-1962) - американский писатель. Серияроманов ''Сарторис'' (1929), ''Шум и ярость'' (1929), ''Свет в августе'' (1932),''Авессалом, Авессалом!'' (1936); трилогия ''Поселок'' (1940), ''Город'' (1957),''Особняк'' (1959); философский роман ''Притча'' (1954); повести и рассказы(книга ''Сойди, Моисей'', 1942). Разбросанное действие, трудно мотивируемыепоступки, затаенные душевные терзания, трагические и трагикомическиеконфликты складываются в исполненную драматизма, но эпически осмысленнуюкартину мира, где человек стоически противостоит обстоятельствам, не теряянадежды. Реалист 20 в., Фолкнер сочетает обращение к традиции (Библия, У.Шекспир, Ф. М. Достоевский) с современным формотворчеством (прерывностьсюжета, поток сознания, глубинный психологизм, символика). Нобелевскаяпремия (1949).

Определение слова «Фолкнер» по БСЭ:
Фолкнер (Faulkner)
Уильям (25.9.1897, Нью-Олбани, штат Миссисипи, - 6.7.1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель. Выходец из аристократической семьи плантаторов-землевладельцев Юга. Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил в канадской авиации, но в военных действиях не участвовал. После войны в течение года посещал университет штата Миссисипи. Прервав учёбу, работал маляром, клерком, почтальоном. Дебютировал книгой стихов
«Мраморный фавн» (1924), написанной под влиянием франц. символизма. К 1925 относится знакомство Ф. с Ш. Андерсоном. Первый роман Ф. «Солдатская награда» (1926, рус. пер. 1966) написан в духе прозы «потерянного поколения»
(См. Потерянное поколение), роман «Москиты» (1927) свидетельствует о влиянии О. Хаксли.
Роман Ф. «Сарторис» (1929, рус; пер. 1973) открывает цикл произведений о Йокнапатофе - вымышленном юж. округе. Роман «Шум и ярость» (1929, рус. пер. 1973) углубляет и развивает заявленную в «Сарторисе» тему обречённости патриархальной традиции фермерского Юга, распада и дегуманизации его общественных отношений. Деградацию Юга Ф. связывает с допущенной в прошлом роковой ошибкой - признанием законности рабства. Вместе с уходящей
«южной цивилизацией» гибнут и порожденные ею люди - герои Ф. это и представители старого плантаторского рода, и бедняки-фермеры из романа «На смертном одре» (1930). Если до выхода в свет «Святилища» (1931) Ф. оставался
«писателем для критиков», то история преступлений гангстера-садиста, лишь по чистой случайности уличенного законом, принесла ему коммерческий успех и приглашение в Голливуд в качестве сценариста-консультанта. Ещё глубже погружает в «космос»
Юга роман «Свет в августе» (1932, рус. пер. 1974), где вскрыта обречённость принципов расизма и пуританства, жестокое и непоправимое влияние их на судьбы людей. В центре одного из лучших романов Ф. «Авессалом, Авессалом!» (1936) судьба полковника-южанина Сатнена, чьи энергия и одержимость всё же бессильны повернуть вспять неизбежный ход событий: любое его начинание гибнет, каждая идея обречена уже в зародыше. Зарождению хищнических капиталистических отношений и распаду былых патриархальных посвящена
«южная эпопея» Ф. - трилогия «Деревушка» (1940, рус. пер. 1964), «Город» (1957, рус. пер. 1965), «Особняк» (1959, рус. пер. 1961), повествующая о представителях «нового рода» Сноупсов, жестоких, хладнокровных дельцах; такие, по мысли писателя, лишь и способны выжить в изменившемся
«духовном климате» Юга. Из последних произведений Ф. известны «Реквием по монахине» (1951, рус. пер. инсценировки А. Камю 1970); своеобразный детективный роман «Осквернитель праха» (1948, рус. пер. 1968) и «Притча»
(1954). На протяжении всего творческого пути любимым жанром Ф. оставался рассказ: сборники «Эти тринадцать» (1931), «Сойди, Моисей» (1942) и др.
Хотя в ранних произведениях Ф. заметен интерес к «экспериментальным школам» европейского романа, в частности к роману «потока сознания», основными тенденциями своего творчества он, несомненно, принадлежит к литературе критического реализма. Творческий метод Ф. характеризуется глубоким историзмом, тяготением к символике, ведению повествования в нескольких временных пластах, использованием высокой риторики. Будучи глубоко национальным писателем, кровно связанным с судьбой амер. Юга, с его прошлым и настоящим, с его мифологией, культурой, языком и бытом, Ф. одновременно классик мировой литературы 20 в. Его творчество освещено верой в неистощимость человеческого духа, в безграничную способность человека к состраданию, жертвенности и жизнестойкости. Нобелевская премия (1949).
Соч.: Agreen bough, N. Y., 1933; The wild palms, N, Y., [1939]; Collected stories, N. Y., 1950; Big woods, N. Y., 1955; Knights gambit, N. Y.; 1956; The reivers, N. Y., 1962; The unvanquished, Harmondsworth, 1965; Essays, speeches and public letters, L., 1967; Flags in the dust, N. Y., 1973; в рус. пер. - Семь рассказов, М., 1958; [Избранное], М., 1973: Собрание рассказов. [Изд. подготовил А. М. Зверев], М., 1977.
Лит.: Мендельсон М., У. Фолкнер, в его кн.: Современный американский роман, М., 1964; Засурский Я. Н., Поток сознания. «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, в его кн.: Американская литература XX в., М., 1966; Каули М., У. Фолкнер. Свежий взгляд на Фолкнера, в его кн.: Дом со многими окнами, М., 1973; Падиевский П. В., Путь У. Фолкнера к реализму. Америка Фолкнера. Фолкнер и Камю, в его кн.: Пути реализма, М., 1974; Brooks С., W. Faulkner. The Yoknapatawpha country, New Haven - L.. 1963; Adams R., Faulkner: myth and motion, Princeton (N. J.), 1968; Reed J. W., Faulkners narrative, New Haven - L., 1973; William Faulkner. Four decades of criticism, East Lansing, 1973; William Faulkner. A collection of criticism, N. Y., 1973; Biother J., Faulkner. A biography, v. 1-2, N. Y., 1974.
В. И. Бернацкая.
У. Фолкнер.

Фолклендское Течение    Фолкнер    Фолларо