Фрейдизм

Значение слова Фрейдизм по Ефремовой:
Фрейдизм - Учение психолога и психиатра З. Фрейда, предлагающего психоанализ как метод лечения психических заболеваний.

Фрейдизм в Энциклопедическом словаре:
Фрейдизм - общее обозначение философско-антропологической ипсихологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ееоснове учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа какконкретного метода исследований бессознательных психических процессов,принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя изучения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культурыи социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - уФрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т. п.). См. такжеНеофрейдизм.

Значение слова Фрейдизм по словарю медицинских терминов:
Фрейдизм - общее название направлений в современной буржуазной науке (психиатрии, психологии, социологии, антропологии, литературоведении и др.), пытающихся объяснить явления психики и общественной жизни с помощью учения Фрейда.

Значение слова Фрейдизм по Психологическому словарю:
Фрейдизм - Фрейдизм - психологическое направление, разработанное З. Фрейдом - , основанное на понятии либидо - , включающее в себя технику психоанализа - . Основным допущением выступает утвержден

Значение слова Фрейдизм по словарю Ушакова:
ФРЕЙДИЗМ
фрездизма, мн. нет, м. (книжн.). Идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.)

Определение слова «Фрейдизм» по БСЭ:
Фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от Психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Ф. придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.
Ф. с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка (Австрия) вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения».
Широкое распространение Ф. началось после 1-й мировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и Бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значительное воздействие на развитие психосоматической медицины (Психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с рефлексологией, кибернетикой и т.д. Получил распространение т. н. социальный фрейдизм; в своей традиционной форме он рассматривает культурные, социальные и политические явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во Ф. роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере.
В конце 1930-х гг. возник Неофрейдизм, который стремится превратить Ф. в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны 1939-1945 (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С конца 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бинсвангер, Швейцария) и медицинская антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти - католических теологов (И. Карузо в Австрии, т. н. левые католики и др.). Специфическое преломление Ф. получил в 1960-х гг. в идеологии движения
«новых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха, идеолога т. н. сексуальной революции. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (американская культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, литературной и художественной критике (см., например, Ритуально-мифологическая школа) и др. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практике различных модернистских художественных течений (Сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного, и т.д.).
Лит.: Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Бассин Ф. П., Фрейдизм в свете современных научных дискуссий, «Вопросы психологии», 1958, № 5, 6; Freud and the 20 century, Cleveland, 1963; Brown J. A. C., Freud and postfreudians, Harmondsworth, 1967.
См. также лит. при статьях Фрейд, Психоанализ, Неофрейдизм.
Д. Н. Ляликов.

Фрейденберг    Фрейдизм    Фрейдист