Гловацкий

Значение слова Гловацкий по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гловацкий (Александр G łowacki), более известный под своим псевдонимом Болеслав Прус (Boles ł aw Prus) — выдающийся современный польский писатель. Еще в школе обнаружил литературное дарование, но влечение к математике направило Г. на математический факультет Варшавского университета. Пробыв в университете только два года, Г. бросает научные занятия и ищет заработка: работает в фотографии, дает частные уроки и пр. Утомленный этой тяжелой работой из-за куска хлеба, он впадает в апатию, теряет бодрость духа и силу воли. С трудом убеждают его товарищи приняться за литературный труд; без всякого воодушевления, крайне вяло берется Г. за этот труд, и как первая попытка являются в "Opiekun Domowy" его статьи общественно-педагогического содержания, интересные только в том отношении, что в них сказывается уже основная черта мировоззрения писателя — преобладание трезвого, здравого ума. Эти статьи Г. относятся к началу 1870-х годов, когда в Польше, до известной степени под благотворным влиянием русской литературы, возникло новое общественно-прогрессивное движение, отчасти напоминающее наши 60-е годы. Единственным прогрессивным органом тогда был "Przegląd Tygodniowy", около которого и группировалась вся польская молодежь. Сюда попал и Г.; держал однако себя он здесь как гость, и хотя посещал редакционные совещания, но деятельного участия в них не принимал: бурная стремительность и беспорядочность молодежи, вырвавшейся из оков традиции, ее горячая полемика с старым поколением отталкивали рассудительного Г., поклонника принципов здравого смысла. Он больше обращал внимание на комические стороны и крайности нового движения. Между тем, из кружка "Przegl. Tyg." выделились две фракции; Г. примкнул к "умеренным". Однако, журнальное дело видимо не удовлетворяло его; он поступает на кузницу фабрики Лильпопа и Pay, в качестве простого работника. После нескольких месяцев работы на кузнице, Г. возвращается к литературе. Впервые под псевдонимом Болеслава Пруса выступает Г., в качестве сатирика, в своих "Listach ze starego obozu", в которых осмеивает "красных". В тоже время появляются многочисленные мелкие сатирические произведения Г., в стихах и прозе: "То i owo", "Для совершеннолетних детей", "Kłopoty Babuni" (1873). В этих первых литературных пробах талант Г. не вышел еще на настоящую дорогу. Комизм его крайне поверхностный, внешний, мелкий; действующие лица — не живые существа, а карикатуры. Безусловно, выше во всех отношениях стоит следующая по времени повесть Пруса: "Pał acy i rudera" (1875— 1876, русск. перев. в "Вест. Евр.", 1883), в которой мы встречаемся уже со всеми достоинствами и недостатками творчества Пруса. Повесть эта — мрачная мелодрама в юмористическом тоне, картина контрастов — богатства и бедности, ложной филантропии и ростовщичества, грез бедняка и печальной действительности; все это согрето глубоким чувством поэта и оживлено сценами, исполненными глубокого комизма. Прусу не всегда удается, однако, удержаться в пределах художественной правды; в изображении печальных сторон жизни он не знает чувства меры. В начале 80-х годов в общественном положении Г. происходит новая перемена. Это было время, когда движение 70-х годов получило определенную социальную окраску. В борьбе ярко обозначившихся общественных течений средним направлениям не было места. Г. окончательно переходит в консервативный лагерь и начинает печатать свои известнейшие "Kroniki Tygodniowe" (в "Курьере Варшавском"), направляя свою сатиру против "молодой прессы". В воззрениях Гловацкого царила полная спутанность отрывочных наблюдений и мнений. Сам Прус в одном из своих фельетонов в шутку говорит, что он принадлежал к "прогрессивно-клерикально-либерально-аристократично-демократическому направлению". Хроники "Kur. Warsz." доставили Прусу широкую известность; но бульварный листок, предназначенный для низменной публики, каким был "Kur. Warsz.", не мог не повлиять пагубно на талант молодого сатирика. Это проявилось и в узкости тем, которые Прус выбирал предметом для своей сатиры, и в грубовато-циническом тоне ее. При всей своей едкости сатира Пруса никогда, однако, не была лишена известной дозы добродушия. Основная черта мировоззрения Пруса — убеждение, что в мире следует многое понимать в обратном смысле: философ в его произведениях часто, поэтому, оказывается глупым, образованный — неучем, простак — человеком глубокого чувства, благородного сердца. Прус не увлекается призрачным величием; напротив, он высоко возносит бедность и видимую ничтожность. Вне партийных счетов Прус — поэт всех униженных и оскорбленных, защитник бедных, глубоко и сердечно сочувствующий их горю и страданиями. Прус не верит образованному обществу; но там, где он говорит о бедных и несчастных, его произведения исполнены истинной силы и глубокого чувства. Таковы его: "Sieroca Dola" (1873), "Przygoda Stasia" (1876), "Michałko" (1880), "Antek" и др. В повести: "Powracająca chwila" Прус дает реальную и художественную картину страданий трудящегося люда в кабале у капитала. Разбросанные в разных периодических изданиях, произведения Пруса впервые были изданы в Варшаве, в 1885 году. Здесь мы находим и прежние фарсы Пруса, где юмор поэта видимо не знает еще своей цели ("Orestes î Pilades", "Podwòjny cz łowiek", "Stara bajka", "Na pogramczu") и такие произведения, в которых дарование поэта проявилось во всем своем блеске ("Kataryna", "Pominię ty", "Miekn ą ce g ł osy", "Echa muzyczne", "Przy ksi ęź ycu", "On", " Ž ywy telegraf", "Na Wakacyach", "Cîemê", "Ple śń Swì ata"). Самое замечательное произведение Г.: "Plac ò wka", изображающая страстную привязанность польского "хлопа" к родной земле. Слимак теряет в борьбе с колонистами-немцами жену, сына, но ни пяди своей земли не уступает врагам и принуждает их наконец удалиться (в русск. пер. наз. "Слимак и немцы", напеч. в "Сев. Вестн.", 1887). Повесть выдержала 4 издания, имела огромный успех не только в польской литературе, но и русской (в переделке для народа, "О ojcowizne", она, однако, не особенно нравится). Последнее произведение Б. Пруса — большой роман в 3-х томах "Lalka" (рус. пер. в "Русск. Бог.", 1890 г.) — не может быть назван удачным ни по замыслу, ни по выполнению. См. статьи о Г.: A. S. ("Prawda", 1890), Богуславского ("Bibl. warsz.", 1891, 1 — 3), П. Хмелевского ("Atheneum" и "Zarys lit z ost. lat. 20"). К. Арабажин.

Глобулярная тактика    Гловацкий    Гловачевский