Генерал-Бас

Генерал-Бас в Энциклопедическом словаре:
Генерал-Бас - (цифрованный бас - бассо континуо), в музыке - басовый голос,под звуками которого проставлены цифры, обозначающие созвучия в верхнихголосах. Применялся в кон. 16 - 1-й пол. 18 вв. при нотации органного иклавесинного сопровождения.

Значение слова Генерал-Бас по словарю Брокгауза и Ефрона:
Генерал-бас (Fundamentum, Bassus continuus — лат., Fondamento, Basso continuo — итал., Basse fondamentale, Basse chiffr é e — французск., Bezifferter Ваss — нем.) — цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над или под нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которые отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. По мере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами, меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующие находиться над ним, требуют меньше времени для письма и по своей условности занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способ письма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения в эскизе. Нота с нулем обозначает ноту без аккорда, нота без всякого знака — необращенное трезвучие, цифра 6 в генерал-басе обозначает секстаккорд (первое обращение трезвучия), 4/6 — квартсекстаккорд (второе обращение трезвучия), 7 — необращенный септаккорд, 5/6 — первое его обращение, 3/4 — второе обращение, 2 — третье обращение, 9 — необращенный нонаккорд, 6/7 — его первое обращение, 4/5 — второе обращение, 2/3 — третье обращение. Цифра с хроматическим знаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней ноты интервала. Хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную терцию. Изобретение Г.-баса относится к началу XVII столетия и приписывается Людовику Виадана (см.). Игра по данному басу, по мнению историка Кизеветтера, была известна даже в конце XVI столетия. В прошлых столетиях Г.-бас считался наукой и был синонимом науки о гармонии. Многие сочинения не выписывались полностью, а заключали мелодию и цифрованный бас, по которому играющий должен был подыскивать гармонизацию. Так в особенности писался речитатив. В XVIII столетии и начале XIX столетия в Г.-басе обозначались все детали сочинения, при чем, разумеется, он потерял свою практическую цель, требуя много места и времени для письма. На Г.-бас следует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой о гармонии настолько же странно, насколько странно называть стенографию грамматикой. О Г.-басе писали Филипп-Эмануил Бах, Тюрк, Готфрид Вебер, Ложье и мн. др. Н. Соловьев.

Определение слова «Генерал-Бас» по БСЭ:
Генерал-бас (нем. GeneralbaЯ, итал. basso generale)
цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний. Г.-б. возник в Италии в конце 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе по Г.-б. на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе данной гармонии. Зарождение Г.-б. связано с бурным ростом гомофонии в европейской музыке. В начале 17 в. практика Г.-б. быстро распространилась в европейской странах. Все органисты и капельмейстеры были обязаны уметь играть по Г.-б. Время распространения Г.-б. (примерно 1600-1750) часто называют "эпохой Г.-б. ". Образцы Г.-б. - у К. Монтеверди, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Перголези и др. К середине 18 в., когда развитие музыкального искусства привело к отказу от приблизительности аккомпанемента и роль исполнительской импровизации была сведена к минимуму, Г.-б. вышел из употребления. Однако он долго удерживался в педагогической практике как дисциплина, прививающая навыки исполнения старинной музыки. Название Г.-б. носили и старые учения о построении и соединении аккордов (см. Гармония).
Лит.: Кольбе О., Краткое руководство к изучению генерал-баса, пер. с нем., Варшава, 1864; Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, перераб. изд., т. 1-2, М., 1933-36; Arnold F., The art of accompaniment from a through-bass as practised in the 17-18 centuries, v. 1-2, N. Y., 1965.
Ю.Н. Холопов.

Генерал-аншефский    Генерал-Бас    Генерал-губернатор