Государственный контроль

Значение слова Государственный контроль по словарю Брокгауза и Ефрона:
Государственный контроль — до 1811 г. в России не существовало самостоятельного учреждения, на обязанности которого лежало бы наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов. Высочайшим манифестом 28 января 1811 г. учреждено было Главное управление ревизии государственных счетов, с Г. контролером во главе, состоявшее из двух департаментов: 1) ревизии счетов по гражданской части и 2) ревизии счетов по части военной. В 1836 г. это главное управление было переименовано в Г. контроль, в состав которого вошли три департамента: 1) гражданских, 2) военных и 3) морских отчетов. На эти департаменты возложено было производство ревизии, а утверждение ее — на тогда же учрежденный совет Г. контроля. Ревизионная деятельность Г. контроля заключалась в то время единственно в рассмотрении генеральных отчетов, доставлявшихся подотчетными министерствами, и в составлении на основании этих отчетов соображений и замечаний о причинах увеличения расходов и уменьшения доходов. Генеральные отчеты имели следующее происхождение: в состав губернских присутственных мест входили так назыв. контрольные отделения, которые занимались ревизией отчетности этих мест по подлинным книгам и документам. Составленные на основании такой ревизии отчеты вновь поверялись в подлежащих министерских департаментах, после чего каждое министерство составляло своды доходов и расходов, распределяло их по разрядам и своды эти, под именем генеральных отчетов, доставлялись в Г. контроль. Ревизия Г. контроля была чисто внешняя, заключаясь в подсчитывании и сличении цифровых данных. Понятно, что и замечания его не могли иметь большого значения. В 1856 г. командирован был за границу В. А. Татаринов для изучения организации и деятельности Г. контроля в главнейших государствах Европы. Материалы, добытые трудами Татаринова, легли в основу совершенных в 1863-66 гг. преобразований, как в кассовом устройстве (введение единства кассы — см.), так и в организации, задачах и правах Г. контроля в России. В настоящее время Г. контроль представляет собою самостоятельное государственное установление, во всем равное с другими министерствами. Деятельность его заключается в следующем: I. Г. контроль поверяет доставляемые ему к определенному сроку финансовые сметы всех подотчетных министерств и главноуправлений. При рассмотрении сметы Г. контроль: а) наблюдает за тем, чтобы сметные предположения согласовались с действующими законоположениями, и б) поверяет сметные предположения путем сравнения их с действительным исполнением смет за прежние годы. Замечания Г. контроля на сметы сообщаются одновременно Государственному совету и тем министрам и главноуправляющим, которых они касаются. В случае несогласия министров и главноуправляющих с замечаниями Г. контроля смета рассматривается в Государств. совете в присутствии Г. контролера. Г. контроль дает заключение относительно всех сверхсметных дополнительных кредитов. По предмету ассигнования сверхсметных экстраординарных кредитов, т. е. таких, надобность в которых не могла быть предвидена при составлении и утверждении смет, Г. контроль дает свое заключение в тех лишь случаях, когда имеющиеся в руках его данные могут послужить основаниями для определения размера кредита и степени его надобности. II. В видах надзора за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства государственных расходов ревизии Г. контроля подлежат: а) все правительственные установления, за исключением: 1) министерства Императорского двора с принадлежащими к составу его учреждениями; 2) Собственной Е. И. В. канцелярии по учреждениям императрицы Марии с принадлежащими к ее ведению учреждениями; 3) государственных кредитных установлений и Особенной канцелярии министра финансов по кредитной части в оборотах ее по кредитным операциям; 4) хозяйственного управления при Святейшем Синоде относительно специальных средств духовного ведомства и сумм, отпускаемых из казны на духовно-учебные учреждения; 5) мин-ва иностр. дел — в чрезвычайных издержках на предметы, тайне подлежащие и известные Его Императорскому Величеству; 6) министерств и главных управлений — относительно сумм, ассигнуемых на известное Е. И. В. употребление; 7) департамента духовных дел иностр. испов. — относительно сумм, означенных в счетном уставе министерства внутренних дел. б) В определенных законами случаях — земские, городские, сословные установления и частные предприятия в сфере их соприкосновения с казенными интересами. Надзор Г. контроля выражается: а) в документальной поверке отчетов государственных установлений о поступивших доходах и произведенных расходах (ревизия последующая); б) в предварительной ревизии и в) в фактической ревизии. А. Ревизия последующая или по следам действий. Главное и все губернские и уездные казначейства (см.), равно как и кассы специальных сборщиков (см.), составляют к концу каждого месяца отчетные ведомости о поступивших доходах и произведенных расходах, а также ведомости об оборотах специальных и партикулярных сумм. Все ведомости эти в начале следующего за отчетным месяца, с приложением к ним документов, при которых поступили доходы и по которым произведены расходы (ассигновки), представляются губернскими казначействами — через казенные палаты, а главным казначейством — непосредственно на ревизию в подлежащие учреждения Г. контроля. Кроме того, не позже 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, все распорядительные управления, по требованию которых поступали доходы или производились расходы, показанные в месячных отчетах казначейств, доставляют контрольн. учреждениям необходимые оправдательные документы. Если бы доставленные документы, по мнению Г. контроля, оказались недостаточными для полного убеждения в правильности ревизуемых действий, то распорядительные управления по требованию Г. контроля немедленно доставляют ему все необходимые данные, а в случае надобности — и подлинные дела. В случае командирования со стороны Г. контроля чиновников для личных справок им предъявляются все дела, книги и требуемые ими сведения, кроме подлежащих тайне. Самое производство ревизии сводится: а) к кассовой поверке и б) к ревизии по существу. а) При кассовой поверке ревизующий имеет дело только с цифровыми данными; он наблюдает лишь за тем, чтобы все суммы, значащиеся поступившими от плательщиков в доход казны, своевременно были записаны на приход и чтобы в расход были выписаны те именно суммы, на которые от распорядителей кредитов поступили требования. Гораздо большее значение имеет б) ревизия по существу. Она направлена на действия распорядителей кредитов и имеет целью удостоверение в законности и правильности поступления государственных доходов и производства расходов. При ревизии этого рода Г. контроль прежде всего наблюдает за тем, чтобы доходы и расходы относились к числу разрешенных законодательною властью или лицом, ею на то уполномоченным. Затем, в частности: 1) относительно доходов Г. контроль должен путем ревизии убедиться, что в казну поступили доходы в том именно количестве (не менее, но и не более), какое требуется по закону, и что относительно сумм, не внесенных своевременно, подлежащими управлениями приняты необходимые меры к взысканию их с неисправных плательщиков; 2) относительно расходов Г. контроль путем рассмотрения ассигновок и оправдательных документов должен убедиться, главным образом, в том, что требование, по которому был произведен расход, исходило от лица на то законом уполномоченного, что денежные выдачи назначены действительному кредитору казны и им в действительности получены, что расход правильно отнесен к сметному подразделению и, наконец, что он не превышает ассигнованного по смете на данный предмет кредита. При хозяйственных операциях казны, производящихся подрядным способом, Г. контроль следит за тем, чтобы торги происходили согласно с законами, чтобы исправность исполнения подрядов и поставок обеспечивалась установленными залогами, чтобы задаточные суммы выдавались в разрешенном законом размере и т. п. Наконец, на обязанности Г. контроля лежит надзор за тем, чтобы независимо от законности и правильности расходов все хозяйственные операции казны производились с возможно большей для нее выгодой. Поэтому учреждениям Г. контроля доставляются все заключаемые казною контракты, о которых он вправе представлять свои соображения и замечания. Б. Предварительная ревизия заключается в тех же самых ревизионных действиях, как и ревизия по следам действий, с тем лишь существенным различием, что они имеют место еще до производства расходов. При предварительной ревизии ни одна ассигновка не может быть оплачена казначейством без визы на ней Г. контроля. Всякое требование о производстве расхода, со всеми оправдательными к нему документами, представляется до исполнения его на рассмотрение Г. контроля, который, если признает предположенный расход неправильным, отказывает в своем согласии, с объяснением тому причин. Не утвержденный Г. контролем расход может, однако, быть произведен по требованию распорядителя кредита с принятием на себя личной ответственности, если замечание Г. контроля окажется впоследствии правильным. В случае недостатка времени для производства предварительной ревизии или отсутствия необходимых сведений Г. контроль утверждает расход условно, до последующей поверки. Введение в России предварительной ревизии проектировалось еще Татариновым, при коренной реформе контрольной части; но применяться она стала у нас лишь с начала 80-х гг. В настоящее время принцип предварительной ревизии получает все большее и большее развитие, захватив уже значительную область госуд. хозяйства. Так, Г. контролю дано право предварительной ревизии денежных и материальных оборотов по эксплуатации и постройке всех казенных и некоторых частных жел. дорог. Предварительной ревизии подлежат также расходы по устройству и улучшению коммерческих портов, операции по опытной постройке казарм хозяйственным способом, денежные и материальные обороты монетного двора и экспедиции заготовления госуд. бумаг. В. Право Г. контроля на фактическую ревизию сначала было чрезвычайно ограничено. В 1863-66 гг. Г. контролю предоставлено было лишь право на внезапное свидетельство казначейств и касс специальных сборщиков. Между тем, только путем фактической ревизии Г. контроль может наблюдать как за тем, чтобы казенные средства употреблялись в действительности на тот предмет, на который они ассигнуются, так и за тем, чтобы хозяйственные операции казенных управлений производились с наибольшею для казны выгодою. Впоследствии задачи Г. контроля по производству фактической ревизии постепенно расширялись, хотя и теперь еще в этой сфере права Г. контроля не достигли необходимой полноты. В настоящее время право на фактическую ревизию принадлежит Г. контролю во всех случаях, когда ему предоставлено право на ревизию предварительную (см. выше); кроме того, Г. контроль может участвовать через посредство своих депутатов во внезапных освидетельствованиях наличности материалов в складах военного ведомства, проверять на месте таможенные досмотры товаров, участвовать в ревизии чинами акцизного ведомства винокуренных заводов и в строительных операциях ведомства путей сообщения по шоссейным и водяным путям. О всех обнаруженных при ревизии ошибках, упущениях или неправильных и незаконных действиях подотчетных управлений Г. контроль делает замечания. Если ревизией обнаружено будет излишнее поступление в доход казны сумм, то они по замечанию Г. контроля или возвращаются плательщикам, или же засчитываются в счет последующих с них платежей. Если последствием неправильностей в действиях подотчетных управлений будет убыток казны, то производящее ревизию учреждение Г. контроля составляет так наз. учетный реестр, в котором излагается сущность замеченных неправильностей и указывается размер понесенного казною убытка. Учетный реестр доставляется подлежащему управлению, которое возвращает его Г. контролю со своими объяснениями. Если ревизионное учреждение Г. контроля не убедится этими объяснениями, все дело передается на рассмотрение общего присутствия ревизионного учреждения, которое постановляет или о признании действий подотчетных управлений правильными, или же о возмещении понесенного казною убытка обращением его в начет тем лицам и учреждениям, неправильными действиями или упущениями которых причинен казне убыток. В случае злонамеренности действий, которыми убыток причинен, Г. контроль входит в сношения о предании виновных уголовному суду и определяет сумму, на которую в уголовном суде к обвиняемым должен быть предъявлен гражданский иск. При несогласии подотчетных управлений с заключением Г. контроля дело переносится на рассмотрение совета Г. контроля, который, если найдет сделанное ревизионным учреждением постановление о начете правильным, сообщает о том подлежащему министру. Последний или делает распоряжение о немедленном приведении в исполнение постановления совета Г. контроля, или же, не соглашаясь с ним, передает все дело на рассмотрение правительствующего сената, решение которого во всяком случае почитается окончательным. По окончательном обревизовании отчетности каждого года ревизионные учреждения Г. контроля выдают как кассам специальных сборщиков и казначействам, так и учреждениям и лицам, распоряжающимся сбором доходов и производством расходов, квитанции. Отчетным местам и лицам, действия которых подвергались замечаниям Г. контроля, квитанции выдаются по получении от них удовлетворительных объяснений или по точном определении размеров сделанного на них начета, что и обозначается в квитанциях. Квитанции эти служат удостоверением в окончательном обревизовании и утверждении оборотов за данный год и ограждают тех, кому они выданы, от возможности возобновления ревизионных действий, если только не будут открыты обстоятельства, не бывшие в виду ревизии, и не будут предъявлены жалобы или иски со стороны частных лиц. Отчетные места и лица также освобождаются от ответственности за убытки, причиненные казне неправильными действиями по сбору доходов и производству расходов: а) когда убытки эти не будут своевременно обнаружены вследствие необревизования отчетности в течение десяти лет и б) когда дело о взыскании начета останется в продолжение 10 лет без всякого движения. В обоих последних случаях виновные ревизионные учреждения и чины Г. контроля подвергаются не только личной, но, в размере понесенных казною убытков, в имущественной ответственности. О результатах ревизионной деятельности Г. контроля за минувший гражданский год с указанием важнейших из его замечаний и начетов составляется всеподданнейший отчет, который ежегодно к 15 мая представляется Г. контролером государю императору. III. Г. контролер представляет Государственному совету ежегодно, не позднее 1 октября, общий, по исполнению финансовых смет, отчет за минувший сметный период, а к 1 ноября — объяснительную записку и приложения к отчету. В отчете своем Г. контролер, придерживаясь сметных подразделений, показывает, сколько по росписи и финансовым сметам отчетного года назначалось доходов и расходов, сколько в действительности поступило в доход казны и сколько израсходовано; в примечаниях к доходам и расходам каждого рода указываются вкратце причины, которыми увеличение и уменьшение их обусловливается. Затем в отчете показываются: сведения о поступивших в отчетном году доходах и произведенных расходах в счет росписей прежних лет; сведения о движении в отчетном году сумм Г. казначейства; сведения о свободной наличности Г. казначейства, как бывшей к 1 января отчетного года, так и остающейся к 1 января года следующего за отчетным, и, наконец, сведения о состоянии долговых счетов Г. казначейства в отчетном году. Объяснительная записка к отчету Г. контроля содержит в себе обозрение важнейших групп государственных доходов и расходов с указанием причин, от которых зависело уклонение их в сторону увеличения или уменьшения. IV. На Г. контроль возложено наблюдение за правильностью и целесообразностью сметной классификации всех отчетных перед ним капиталов. V. Г. контроль изыскивает меры к усовершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности, а также устанавливает по соглашению с надлежащими ведомствами необходимые в этом деле порядки, не требующие законодательного разрешения. В состав Г. контроля входят: 1) Г. контролер; 2) товарищ Г. контролера; 3) совет Г. контроля; 4) департамент гражданской отчетности; 5) департамент военной и морской отчетности; 6) департамент железнодорожной отчетности; 7) канцелярия Г. контроля и состоящий при ней архив центральных учреждений Г. контроля; 8) центральная бухгалтерия; 9) комиссия для проверки денежной и материальной отчетности установлений Г. контроля; 10) комиссия для проверки годовых отчетов тех частных железных дорог, при которых не учреждено местного правительственного контроля. Все эти учреждения помещаются в Петербурге и составляют Центральное управление Г. контроля. Местные учреждения Г. контроля: 1) контрольная палата и 2) местные контрольные части на казенных и частных железных дорогах. На содержание учреждений Г. контроля было израсходовано в 1880 г. — 2316971 р., в 1885 г. — 3093040 р., в 1890 г. — 3872687 р., а по смете 1892 г. ассигновано 4 2 84162 р. В государствах Западной Европы сфера деятельности Г. контроля несколько шире, нежели у нас. Там нет изъятий от ревизии Г. контроля: все государственные учреждения, ведающие государственные доходы и расходы, в равной мере подлежат надзору Г. контроля. Организация Г. контроля почти всюду в Западной Европе отлична от нашей. Там нет местных учреждений, а вся ревизия сосредоточивается исключительно в одном центральном учреждении, которое во Франции, Италии, Бельгии и Пруссии именуется счетною палатою (cour des comptes, Rechnungskammer). В Англии ревизия возложена на генерального контролера-аудитора и подчиненный ему аудиториат. Г. контроль в Западной Европе преследует, в существенных чертах, те же задачи, как и у нас. Всюду деятельность его, главным образом, направлена на ревизию действий как исполнителей, так и распорядителей по сбору государственных доходов и производству расходов. Ревизия эта в большинстве государств сводится преимущественно к документальной поверке по следам действий. Только в Италии и Бельгии принцип предварительной ревизии получил полное развитие; счетные палаты подвергают здесь предварительной ревизии все без исключения государственные расходы. См. Общ. Сч. Уст. по Продолж. 1886 г., т. VIII, ч. II; Учреждение Г. контроля — Собр. узакон. и распор. прав. 27 июня 1892 г., № 63, "Правила и формы сметного, кассового и ревизионного порядка" (1888); В. А. Татаринов (с дополнениями И. И. Кауфмана), "Государственная отчетность во Франции" (1884); "Государственная отчетность в Пруссии" (1882); "Государственная отчетность в Бельгии" (1881); Н. В. Пясецкий, "Счетная палата и система государственной отчетности Итальянского королевства" (1884). Н. Вальтер.


Государственный контроль (дополнение к статье) — Вследствие возложения в 1894 и 1895 гг. на Г. контроль обязанностей по ревизии государственных кредитных установлений, в 1896 г. при департаменте гражданской отчетности образован временно отдел по ревизии государственных кредитных установлений, с помощником генерал-контролера во главе. Вслед за утверждением, по взаимному соглашению министра финансов и Г. контролера, правил по ревизии государственных кредитных установлений, законом 4 июня 1898 г. вместо отдела образован департамент кредитной отчетности. При утверждении 3 марта 1903 г. штатов Г. контроля, комиссия для поверки отчетности установлений Г. контроля переименована в отдел при совете Г. контроля для поверки отчетности учреждений Г. контроля. Пост Г. контролера после смерти Т. И. Филиппова, с 1899 г., занимает ген. П. Л. Лобко. Ср. В. А. Сакович, "Г. контроль в России. Его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассового порядка и устройства государственной отчетности" (СПб., 1896—1897); "Общий обзор развития и деятельности Г. контроля в царствование государя императора Александра III. 1881—1894 гг." (СПб., 1901).

Определение «Государственный контроль» по БСЭ:
Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти. В СССР Г. к. в различных организационных формах проводят все органы государства. В широком смысле Г. к. означает контрольную деятельность Верховного Совета СССР, его Президиума и постоянных комиссий, Верховных Советов союзных и автономных республик, их президиумов и постоянных комиссий, местных Советов, Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, а также контроль, осуществляемый министерствами и др. органами государства. Вместе с тем в СССР, как и в др. социалистических государствах, имеются государственные органы, основной обязанностью которых является контроль от имени и в интересах государства. Систему таких органов обычно именуют Г. к.
В основе всей организации и деятельности органов социалистического Г. к. лежат теоретические положения, сформулированные В. И. Лениным и обогащенные опытом строительства социалистической государственности. Контроль необходим и важен на всех этапах строительства социалистического государства. В. И. Ленин придавал большое значение контролю, позволяющему глубоко изучать положение дел на предприятиях и в учреждениях, выявлять положительный опыт в целях его распространения и искоренения недостатков. Такой контроль позволяет находить умелых, радивых, преданных делу социализма работников и в то же время вскрывать бюрократизм, устранять излишества и совершенствовать государственный механизм.
«...Борьба с тиной бюрократизма и волокиты проверкой людей и проверкой фактической работы; беспощадное изгнание лишних чиновников, сокращение штатов, смещение коммунистов, не учащихся делу управления всерьез, - такова должна быть линия...», - указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 370). Г. к. позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять государственную дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центральных органов государства, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений.
В СССР в первые дни существования Советского государства - 14(27) ноября 1917 - был создан рабочий контроль как важнейший фактор, способствовавший упрочению Советской власти. В работе «Задачи революции» (1917) В.И. Ленин выдвинул требование о немедленном введении рабочего контроля в общегосударственном масштабе (см. там же, т.34, с. 229-38). Организационно рабочий контроль состоял из заводских или фабричных комитетов и советов старост. В крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов действовали местные советы рабочего контроля, которые координировали и направляли деятельность рабочих советов предприятий. В масштабе всей страны руководство советами рабочего контроля осуществлял Всероссийский совет рабочего контроля, в составе которого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определенным отраслям производства. В январе 1918 были образованы Центральная контрольная коллегия и учётно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах. Центральная контрольная коллегия была в июле 1918 преобразована в Наркомат Г. к. 8-й съезд РКП(б) (март 1919) принял постановление о реорганизации Г. к. ВЦИК и СНК РСФСР в апреле 1919 приняли декрет
«О государственном контроле» (СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 122). В 1919 фактически существовало 3 системы контроля (Наркомат Г. к. РСФСР, ведомственные контрольные органы и рабочие контрольные инспекции), что осложняло деятельность Г. к. В феврале 1920 Наркомат Г. к. был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), в задачи которой входили: контроль за деятельностью всех органов государственного управления, органов управления хозяйством и за общественными организациями; борьба с бюрократизмом и волокитой; проведение летучих ревизий и обследований; проверка исполнения декретов и постановлений Советского правительства; надзор за соблюдением законов в управлении. РКИ действовала на правах наркомата и имела свои органы на местах, она опиралась в своей деятельности на широкий актив из рабочих, крестьян, специалистов. Важное значение в совершенствовании правового положения РКИ имел декрет ВЦИК от 9 января 1922, которым на РКИ возлагались обязанности по контролю за учётом и хранением государственного имущества, последующая проверка финансовых смет, планов материального снабжения, договоров и др. денежных документов; разработка предложений о сокращении и удешевлении государственного аппарата; контроль за состоянием приёма и рассмотрения жалоб и т. д.
Дальнейшее совершенствование Г. к. шло в направлении реализации идей, развитых В. И. Лениным в его трудах «О придании законодательных функций Госплану» (1922), «Как нам реорганизовать Рабкрин» (1923), «Лучше меньше, да лучше»
(1923). В этих работах В. И. Ленин наметил план соединения двух высших контрольных аппаратов - партийного и государственного, 12-й съезд партии (апрель 1923) в резолюциях «О задачах РКИ и ЦКК» и «По организационному вопросу» определил задачи нового контрольного органа - ЦКК-РКИ. На основании этих решений объединение ЦКК и Наркомата РКИ, не означавшее, однако, их полного слияния, было проведено в следующей форме: нарком РКИ являлся одновременно председателем ЦКК, а состав коллегии Наркомата формировался в основном из членов Президиума ЦКК.
В 1924 был создан союзно-республиканский Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. В 1930 был создан орган проверки исполнения решений правительства СССР - Комиссия исполнения при СНК СССР во главе с председателем СНК СССР. В состав комиссии входили: секретарь ЦК ВКП(б), председатель ВЦСПС, нарком РКИ и председатель Колхозцентра. В 1934 Наркомат РКИ был ликвидирован, а его функции и функции Комиссии исполнения были переданы созданной в том же году Комиссии советского контроля (КСК) при СНК СССР. Основная обязанность КСК состояла в проверке исполнения важнейших постановлений правительства всеми звеньями государственного, в том числе и хозяйственного, аппарата в центре и на местах. В 1940 Комиссия советского контроля была реорганизована в союзно-республиканский наркомат Г. к. (с 1946 - министерство), затем министерства Г. к. были реорганизованы в комиссии Г. к. СССР и союзных республик. В 1962-65 в СССР действовали комитеты партийно-государственного контроля, осуществлявшие контроль за деятельностью партийных и государственных органов. Декабрьский (1965) пленум ЦК КПСС постановил упразднить органы партийно-государственного контроля и образовать народный контроль как орган Г. к.
В зарубежных социалистических государствах Г. к. строится с учётом опыта СССР и особенностей развития государственности в данной стране, но организационное построение органов Г. к. и их правовое положение имеют некоторые различия. Так, в Польше Г. к. возглавляет Верховная контрольная палата, подчинённая сейму (в воеводствах имеются делегатуры - местные органы палаты). В Венгрии система органов Г. к. состоит из Центральной комиссии народного контроля (действует под руководством правительства), городских и районных комиссий народного контроля. В Болгарии Г. к. представляет собой обособленную систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом Г. к.; в округах имеются инспекции Г. к., а на предприятиях, в организациях, кооперативах и учреждениях - комиссии народного контроля. В ГДР система органов Г. к. во главе с Комитетом рабоче-крестьянской инспекции построена частично по отраслевому (инспекции в ведущих отраслях народного хозяйства), частично по производственному принципу (комиссии на предприятиях, в учреждениях, в институтах и т. д.). В Чехословакии Центральная комиссия народного контроля избирается Народным собранием.
В дореволюционной России первые сведения о государственных органах с контрольными функциями относятся ко 2-й половине 17 в. (Счётный приказ, Тайный приказ); более чёткую компетенцию в области контроля имели некоторые Коллегии, созданные Петром I (например, Ревизион-коллегия). Как самостоятельное ведомство Г. к. был образован в 1811 в форме Главного управления ревизии государственных счетов, в задачи которого входило наблюдение за правильностью поступления государственных доходов и законностью расходов. В 1862 был введён последующий документальный контроль, ведомству Г. к. было предоставлено право кассовых и др. ревизий.
В начале 20 в. и до 1-й мировой войны 1914-18 система Г. к. в России, возглавлявшаяся государственным контролёром в ранге министра, включала центральные ревизионные учреждения и их местные органы: контрольные палаты в губерниях и специальные учреждения Г. к. на строительстве крепостных сооружений, ж. д. и др. объектов, которое велось за счёт казны. На строительствах, осуществлявшихся на средства частных лиц, Г. к. устанавливался в тех случаях, когда казна гарантировала частные капиталовложения. В систему Г. к. царской России входил полевой контроль, действовавший во время войны и проверявший правильность расходования государственных средств, выделявшихся на военные цели. Губернские контрольные палаты ревизовали денежные и имущественные операции, совершавшиеся за счёт казённых средств губернскими, уездными и волостными органами управления.
Формы осуществления Г. к. в современных буржуазных государствах различны. По мере кризиса Парламентаризма повсеместно утрачивают значение традиционные парламентские методы контроля (право депутатского запроса, парламентские расследования и т. п.), снижается роль общих судов в разрешении конфликтов, связанных с деятельностью государственного аппарата, в рассмотрении жалоб на действия должностных лиц и административных органов. Усложнение задач управления в условиях государственно-монополистического капитализма сопровождается усилением контрольных функций центрального аппарата министерств и ведомств и появлением новых надведомственных органов Г. к. Так, во многих странах получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламентов контрольные инстанции (например, институт т. н. Омбудсменов), возросла численность и роль в контрольной деятельности органов административной юстиции. Во всех государствах широкими правами контроля обладают министерства финансов. Однако в каждой стране сложилась собственная система Г. к.
В Великобритании контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет ведомство контролёра и главного (генерального) аудитора совместно с министерством финансов. Контролёр и главный аудитор назначается правительством (формально королём) на неограниченный срок и может быть смещен лишь на основании совместной резолюции обеих палат парламента. Специально для выявления случаев
«плохого управления» в 1967 создано ведомство парламентского комиссионера, уполномоченного рассматривать жалобы на деятельность большинства центральных органов управления (результаты проверок докладываются парламенту). Контроль за деятельностью муниципальных органов управления осуществляет (за некоторыми исключениями) министерство местного управления и жилищного строительства. Особое ведомство, возглавляемое премьер-министром, контролирует работу гражданских государственных служащих всех министерств и ведомств. Ряд министерств выполняет функции специализированного межведомственного контроля: например, министерство внутренних дел контролирует межведомственные мероприятия по гражданской обороне, осуществляет противопожарный надзор, министерство здравоохранения - санитарный надзор и т. д.
В США Г. к. осуществляется органами, входящими в Исполнительное управление президента: аппарат Белого дома, Бюро бюджета и управления (создано в 1970 на базе Бюро бюджета), Управление чрезвычайного планирования, Управление науки и техники и др. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом США. Контрольные функции имеют также Комиссии парламентские. В качестве специального органа финансового контроля функционирует Главное (генеральное) управление отчётности, возглавляемое главным контролёром (назначается президентом на 15 лет, может быть смещен по решению обеих палат конгресса). Функции специального межведомственного контроля возложены на многие отраслевые ведомства: Центральное разведывательное управление, министерство обороны, Управление внутренней безопасности и Федеральное бюро расследований, Комиссию по гражданской службе, министерство труда и т. д.
Во Франции Г. к. осуществляет ряд органов. Счётная палата контролирует выполнение своих функций и соблюдение финансовой дисциплины всеми государственными органами в центре и на местах: отчёты Счётной палаты направляются президенту Франции; решения её можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов контролирует выполнение государственными органами бюджета и сметы. Префекты контролируют деятельность администрации префектур: законность и целесообразность действий в области здравоохранения, социального обеспечения, дорожного хозяйства. Контроль над государственными промышленными предприятиями осуществляет Государственная коллегия по проверке имущественных фондов предприятий, подчинённая Счётной палате. Ежегодный отчёт Государственной коллегии докладывается Национальному собранию, Совету Министров и Счётной палате. На государственных предприятиях имеются постоянные государственные комиссары, а на крупных предприятиях - 1-2 контролёра, которые следят за рациональным использованием администрацией имущества и денежных средств. Специальными органами Г. к. во Франции являются инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, контролирующие государственный и частный секторы.
В скандинавских государствах и в Финляндии функции Г. к. осуществляют т. н. прокураторы. Например, в Швеции прокураторы, избираемые парламентом на 4 года, осуществляют контроль за выполнением законов органами исполнительной власти и юстиции. Свои контрольные функции прокураторы выполняют путём рассмотрения жалоб граждан на администрацию и эпизодических проверок выполнения администрацией законов и др. парламентских решений. Аналогичный аппарат Г. к. имеется в Финляндии, Дании, Норвегии, где парламенты избирают комиссаров, которые от имени парламента осуществляют контроль за выполнением законов органами государства. В указанных государствах имеются и др. органы государственного контроля. В парламенте Швеции имеются, кроме того, финансовая и налоговая комиссии, контролирующие выполнение бюджета, соблюдение законов о налогах и таможенных сборах.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5изд.,т.45,с.349-54,383-406; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд..т. 2,М.,1970,с.444-449,т. 3, М.,1970,с. 253-260;Дорохова Г.А., Рабоче-крестьянская инспекция в 1920-1923 гг.,М., 1959; Иконников С.Н., Организация и деятельность РКИ в 1920-1925 гг., М., 1960; Лунев А.Е., Государственный контроль в СССР, М., 1951; Морозов Л. Ф., Портнов В. П., Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата(1923-1934 гг.), М., 1964; Народный контроль в СССР, М., 1967; Народный контролёр, Справочник, под ред. С. П. Мезенцева, М., 1970: История советского государства и права, т. 1-2. М., 1968.
А. Е. Лунев.

Государственный контролер    Государственный контроль    Государственный кредит