Грузовой автомобиль

Определение «Грузовой автомобиль» по БСЭ:
Грузовой автомобиль - характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
По грузоподъёмности Г. а. делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъёмности - 1-2 т; средней грузоподъёмности - 2-5 т (рис. 1); большой грузоподъёмности - свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота - 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. - «кабина за двигателем»
и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.
Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.
Основные параметры некоторых современных Г. а. даны в таблице.

Параметры грузовых автомобилей









ПараметрыГрузоподъемность автомобиля, т
до 1,01,535812
Минимальная площадь платформы, мм-3000х19003800х22004500х22005200х22007000х2200
Погрузочная высота не более, мм90011501200120014001400
Минимальный дорожный просвет, мм175200240260270270
Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек151515252535
Максимальная скорость, км/ч11010090908575
Коэффициент собственного веса1,251,150,80,70,650,65
Размеры шины, дюймы (профиль шины-диаметр обода)6,00-138,40-157,00-187,50-208,25-2011,00-20

В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
К основным моделям Г. а., выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3
йd., P., 1953.
Л. Л. Афанасьев.
Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).

Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т.

Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).

Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540).

Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т.

Грузовое устройство    Грузовой автомобиль    Грузовой двор