Грузовой автомобиль
Определение «Грузовой автомобиль» по БСЭ:
Грузовой автомобиль - характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
По грузоподъёмности Г. а. делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъёмности - 1-2 т; средней грузоподъёмности - 2-5 т (рис. 1); большой грузоподъёмности - свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м - автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота - 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. - «кабина за двигателем»
и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.
Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.
Основные параметры некоторых современных Г. а. даны в таблице.
Параметры грузовых автомобилей
Параметры | Грузоподъемность автомобиля, т |
| до 1,0 | 1,5 | 3 | 5 | 8 | 12 |
Минимальная площадь платформы, мм | - | 3000х1900 | 3800х2200 | 4500х2200 | 5200х2200 | 7000х2200 |
Погрузочная высота не более, мм | 900 | 1150 | 1200 | 1200 | 1400 | 1400 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 175 | 200 | 240 | 260 | 270 | 270 |
Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек | 15 | 15 | 15 | 25 | 25 | 35 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 100 | 90 | 90 | 85 | 75 |
Коэффициент собственного веса | 1,25 | 1,15 | 0,8 | 0,7 | 0,65 | 0,65 |
Размеры шины, дюймы (профиль шины-диаметр обода) | 6,00-13 | 8,40-15 | 7,00-18 | 7,50-20 | 8,25-20 | 11,00-20 |
В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
К основным моделям Г. а., выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608
(седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается
большое количество
модификаций (самосвалов, автомобилей с
повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.).
Белорусский автозавод выпускает
карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего
приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности основное
внимание уделяется
улучшению манёвренности, интенсивности разгона,
снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается
стремление к максимальному
повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых
ограничений автомобиля, а также
обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля.
Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают
быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки
применить газовую турбину.
Использование атомной энергии (атомоходы)
затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
Некоторое распространение начинают
получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические
передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает
загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания.
Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза,
обзорность, сигнализация),
уменьшению трудоёмкости работ по техническому
обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
Лит.:
Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965;
Автомобилестроение СССР, М., 1967;
Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н..
Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные
требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968;
Великанов Д. П.,
Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3
йd., P., 1953.
Л. Л. Афанасьев.
Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).
Грузовой автомобиль «Лейланд»
(Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т.
Грузовые автомобили.
Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).
Грузовые автомобили.
Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540).
Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т.
Грузовое устройство
Грузовой автомобиль
Грузовой двор