Герметизм

Герметизм в Энциклопедическом словаре:
Герметизм - (итал. poesia ermetica - герметическая поэзия) - направление витальянской поэзии 20-40-х гг. 20 в. (Э. Монтале, Дж. Унгаретти). Главнаяустановка - максимальное выявление символических возможностей поэтическогослова, в т. ч. посредством усложненных аналогий, ассоциаций и ритма; приэтом слово или поэтический фрагмент дается вне традиционно окружающих егологических и риторических связей и примет реальности. Ориентируется наглубины субъективного мира человека.


религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшееэлементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидскоймагии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений,приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н. ''Герметический корпус'', 2-3вв.). В расширительном смысле - комплекс оккультных наук (магия,астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение вевропейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К.Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.

Определение слова «Герметизм» по БСЭ:
Герметизм (итал. poesia ermetica- герметическая поэзия)
направление в итальянской поэзии 30-30-х гг. 20 в. Само название подчёркивает его замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. Поэзия Г., проникнутая настроением человеческого одиночества, сочеталась с отрицательным отношением к фашистской идеологии. В Г. сохранился гуманистический интерес к внутреннему миру человека. Принцип модернистской поэтики Г.- абстрагирование от
«непоэтической» реальности. Отсюда усложнённость образа, возникающего в результате цепи субъективных ассоциаций. Герметики стремились к максимальной значимости слова как выражения чувства, а не мысли: слово должно через ритм и гармонию передавать скрытый мир душевных движений и состояний. Но значение слова у герметиков также субъективно, подчинено индивидуальной ассоциации и часто лишено общепринятого смысла.
Крупнейшие поэты Г.- Э. Монтале, Дж. Унгаретти. В творчестве Монтале 30-х гг. наиболее отчётливо проявились трагическое ощущение мира и отчаяние.
Заложенные в Г. гуманистические тенденции, его неприятие фашизма позволили выдающимся поэтам-герметикам под влиянием Движения Сопротивления в период второй мировой войны 1939-45 и поражения фашизма выйти из плена субъективизма. Поэты С. Квазимодо, С. Сольми, начинавшие как герметики, обратились к изображению душевной жизни человека в тесной связи с его борьбой за лучшее будущее в современном мире.
Лит.: Flora Fr.. La poesia ermetica. Bari, 1936; его же, Storia della letteratura italiana, [9 ed.], v. 5, [Mil., 1957]; Petrucciani М., La poetica dellermetismo italiano, Torino, [1955]; Ramat S., Lermetismo, Firenze, 1969.
З. М. Потапова.

Герметизироваться    Герметизм    Герметик