Газобаллонный Автомобиль

Газобаллонный Автомобиль в Энциклопедическом словаре:
Газобаллонный Автомобиль - автомобиль, двигатель которого работает насжатом или сжиженном газе - дешевом топливе, заключенном в баллонах.

Определение «Газобаллонный Автомобиль» по БСЭ:
Газобаллонный автомобиль - автомобиль, двигатель которого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки каменных углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Г. а. сжатые газы нагнетаются в баллоны до давления 20 Мн/мІ (200 кгс/смІ).
Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии, подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся в жидкость при обычных температурах и сравнительно невысоком давлении; они содержатся в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мн/мІ (16 кгс/смІ); 2) метановый газ, превращаемый в жидкость при атмосферном давлении и температуре - 161,3°C; для его хранения и перевозки требуются специальные изотермические баллоны, изготовленные из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/мІ (10 -кгс/смІ).
Основными преимуществами Г. а. перед автомобилями, работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счёт повышения степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива, малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Г. а. связана с необходимостью создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида транспорта.
В СССР первые конструкции Г. а. были созданы в начале 30-х гг.; промышленный выпуск Г. а., работающих на сжатых газах, был начат в 1939, на сжиженных газах - в 1953. Г. а. подразделяются на универсальные (работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели которых приспособлены для работы только на газе.
Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжатом газе, включает 5-8 баллонов, располагаемых обычно под полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения, близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство, обеспечивающее поступление необходимого количества газа к карбюратору-смесителю, в котором газ смешивается с воздухом. Далее газо-воздушная смесь направляется в цилиндры двигателя.
Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью на 90% его ёмкости (сверху остаётся паровая подушка, необходимая при тепловом расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном состоянии из верхней части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем из нижней части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за счёт тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого в газообразное состояние. Испарённое топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры, двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель, в котором смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.
Сжиженный метан используется обычно комплексно - в качестве источника холода для поддержания низкой температуры в кузове (при перевозке, например, скоропортящихся пищевых продуктов) и одновременно топлива для двигателя. Из изотермического баллона метан проходит через теплообменные батареи (в которых он испаряется и нагревается за счёт тепла окружающего воздуха) в автоматический переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает в цилиндры двигателя.
Основные технические показатели советских Г. а. приведены в таблице.
Лит.: Самоль Г. И., Гольдблат И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963.
И. И. Гольдблат.

Основные технические показатели советских газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах















ПоказателиНа сжатом природном (метановом) газеНа сжиженном нефтяном (пропано-бутановом) газеНа сжиженном природном (метановом) газе
ЗИЛ-
166
ГАЗ-
51Б
ЗИЛ-
166А
ГАЗ-
51Ж
ЗИЛ-
138
ГАЗ-
53-
07
ЗИЛ-
164
ГАЗ-
51
ГАЗ-
51 рефри-
жера-
тор
Полезная грузоподъёмность, кг350020004000250050004000400025002000
Кол-во газовых баллонов, шт.851111221
Масса газовых баллонов, кг56035013865130100272160136
Рабочее давление газобаллонной установки, Мн/мІ20201,61,61,61,61,01,01,0
Емкость газовых баллонов, л400250250115250183200120100
Кол-во содержащегося в баллоне газа: мі-для сжатого газа, л - для сжиженного газа805022510322516518011090
Расход топлива: л/100 км50334638755353
мі/100 км3826
кг/100 км210190450310490440240210170
Запас хода автомобиля, км210190450310490440240210170
Макс. Мощность двигателя, квт (л. с.)63(85)41(56)66(90)46(62)111(157)88(118)63(85)41(56)41(56)
Макс. скорость движения автомобиля, км/ч74707880103100747572
Масса газобаллонного оборудования, кг650400275145270220300200300

Газоанализатор    Газобаллонный Автомобиль    Газобетон