Гипнопедия

Значение слова Гипнопедия по Ефремовой:
Гипнопедия - Обучение во время естественного сна.

Гипнопедия в Энциклопедическом словаре:
Гипнопедия - (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение) - обучение вовремя естественного сна. Экспериментальные данные указывают на то, чтогипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс.

Значение слова Гипнопедия по Психологическому словарю:
Гипнопедия - Гипнопедия (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение) - метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление - испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.

Определение слова «Гипнопедия» по БСЭ:
Гипнопедия (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение, воспитание)
обучение во время естественного сна. Термин «Г.» не применяется по отношению к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.
Использование сна (как естественного, так и искусственного) для приобретения знаний применялось ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии, лебаши в Эфиопии и др.). Первая попытка практического применения Г. в новейшее время (1923) была сделана Д. А. Финнеем (США) в морском училище в Пенсаколе (штат Флорида). В СССР впервые такая попытка была предпринята А. М. Свядощем в 1936. Интерес к Г. и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-е - начале 60-х гг. 20 в. В зарубежной Г. заметно влияние идеалистических, главным образом фрейдистских концепций - Д. Кёртис (США), Ж. Женеве (Франция) и др. (см. Фрейдизм). Сов. учёные (Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь и др.) объясняют возможность Г. на основе павловского учения о наличии т. н. сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путём, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объёма программы за один сеанс обучения, от интонационной характеристики речи.
Многие теоретические и практические проблемы Г. (работоспособность, утомляемость после длительного применения Г., изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования Г. и т.д.) недостаточно ясны. Очевидно, что Г. не может заменить естественный педиатрический процесс: может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы, таблицы).

Гипнопедический    Гипнопедия    Гипнос