Галаты

Галаты в Энциклопедическом словаре:
Галаты - кельтские племена, вторгшиеся в М. Азию в 278 до н. э. и осевшиеок. 232 до н. э. в центральной части М. Азии (см. Галатия).

Значение слова Галаты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Галаты — название, употреблявшееся в древности, особенно у греков, для означения северных народов, к которым вообще чаще применялось название кельтов; это порождало немало недоразумений и ложных толкований. В качестве специального народного имени, название Г. принадлежало федерации многих кельтических племен, которые в 277-276 г. до Р. X. переправились через Геллеспонт и в течение долгого времени наводили на всех малоазиатцев ужас, как дикие грабители, пока, наконец, пергамский царь Аттала I (с 235 г. до Р. X.) не принудил их ограничиться постоянными местами жительства во внутренней части Малой Азии, в стране, получившей с тех пор название Галатии (см. это сл.). Благодаря долголетним сношениям с окружавшим их греческим и принявшим греческую культуру населением, Г. также отчасти заимствовали греческую цивилизацию, и им давали название "галлогреков"; тем не менее, их кельтическое наречие, сходное с тревирским на Мозеле, сохранилось до конца IV века по Р. Х. Каждое из трех племен галатов разделялось на отделы (тетрархии); во главе каждого такого отдела стоял тетрархсудья, и вместе военачальник. Общую власть над всеми племенами имел аристократический сенат из 300 всадников, заседавший в священной дубовой роще и отправлявший обязанности верховного суда. Прежнее могущество галатов было сильно потрясено римлянами, под предводительством консула Гнея Манлия Волсона. За помощь, оказанную в 64 до Р. X. против понтийского царя Митридата, Помпей возвел тетрарха Дейотара в сан галатского царя. В римскую провинцию Галатия была переименована лишь по смерти последнего ее государя, Аминты, 25 г. до Р. X., императором Августом. Галатыпослание к ним апостола Павла. Галаты, прежде исповедовавшиe грубый, оргиастический культ Цибелы, были обращены в христианство апостолом Павлом (Деян., XVI, 6) и отнеслись к апостолу новой веры с необычайным сочувствием. Вскоре среди них было уже несколько христианских общин. Их простодушная, почти детская вера возбуждала в апостоле особенную любовь к ним, ярко оказывающуюся в послании. Местами, однако, оно отличается строгим негодованием; на то были особые причины. Дело в том, что по оставлении Галатии апостолом Павлом в ней появились новые проповедники, из так называемых иудействующих. Они утверждали, что христианство — вовсе не новая вера, а только продолжение и развитие иудейства, и поэтому все принимающие христианство в то же время должны принимать Моисеев закон и все установленные им обряды, как, например, обрезание. Иудействующие уже рано начали относиться недоверчиво, а затем и враждебно, к проповеди апостола Павла. Услышав об этом, апостол крайне огорчился и написал свое послание к Галатам — написал его, несмотря на слабость зрения, сам, не обращаясь к услугам писца, которому диктовал другие свои послания. Послание состоит из шести глав и помещается в Новом Завете вслед за посланиями к Коринфянам. Оно начинается торжественным заявлением, что пишет апостол, имеющий божественное полномочие. Иного Евангелия, чем преподанное им апостолом, не может быть, так что "если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (I, 8). Так как иудействующие старались набросить тень сомнения на самое призвание ап. Павла, то он с особенною настойчивостью выставляет свое апостольство, которое принято им не от людей, а от самого Господа. В подтверждение этого он подробно рассказывает историю своего обращения и отношений к другим апостолам, и при этом сообщает о своем столкновении с ап. Петром, которого он, несмотря на его общепризнанный апостольский авторитет, счел долгом укорить за обнаруженное им колебание в отношениях к иудеям и язычникам (I, 11—14). С III главы начинается аргументация в пользу истины возвещенного апостолом благовествования; он подтверждает ее историческими примерами и, между прочим, указывает на Авраама, который спасся не делами закона, а верою. Какое действиe это послание произвело собственно на галатов, неизвестно; но для христианской церкви вообще оно имело огромное значение, так как в нем с необычайною рельефностью и силой выяснено отношение между иудейством и христианством. Время написания послания в точности неизвестно, но подлинность его никогда не возбуждала серьезных сомнений и имеет за себя многочисленные свидетельства христианской древности. Из сочинений, ему посвященных, наиболее известно и важно толкование англ. епископа Lightfoot (10 изд., 1891 г.; текст с введением, примечаниями и исследованиями). На русском языке см. Фаррара, "Жизнь и труды св. апостола Павла". А. Л.

Определение слова «Галаты» по БСЭ:
Галаты (Galatae)
кельтские племена, вторгшиеся в Малую Азию в 278-77 до н. э. и опустошавшие её западную часть на протяжении 46 лет. Теснимые войсками пергамского царя Аттала 1, они были вынуждены осесть около 232 до н. э. на территории, названной по их имени Галатией. Г. восприняли греческую культуру и назывались иногда галло-греками. Основное занятие Г. - скотоводство. Ассимиляция их проходила медленно (до 5 в. н. э. сохраняли свой язык).
Лит.: Stahelin F., Geschichte der Kleinasiatischen Galater, 2 Aufl., Lpz., 1907; Lequenne F., Les Galates, P., 1959; см. также лит. при ст. Галатия.

Галатон    Галаты    Галахов