Гофман
Гофман в Энциклопедическом словаре:
Гофман - Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман "Эликсир дьявола", 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть "Золотой горшок", 1814; сказки "Крошка Цахес", 1819, "Повелитель блох", 1822), сатирой нанемецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман "Житейские воззренияКота Мурра", 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина"(1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман("Крейслериана"), Ж. Оффенбах ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковский("Щелкунчик"), в 20 в. - П. Хиндемит ("Кардильяк").
Читать избранные произведения Гофмана:
(Hofman)
Фриц (1866-1956) -
немецкий химик-технолог. Трудыпосвящены химии синтетического каучука.
Совместно с сотрудникамиосуществил в 1909
первый синтез метилкаучука - продукта полимеризациидиметилбутадиена. Организовал (1916) фабрику по производству метилкаучукав Ливеркузене.
(Hofmann)
Август Вильгельм (1818-92) -
немецкий химик-органик, одиниз основоположников немецкой промышленности синтетических красителей,иностранный
член-корреспондент Петербургской АН (1857). Исследования вобласти химии ароматических соединений, в частности красителей из анилина.Открыл
способ синтеза алифатических аминов действием алкилирующихреагентов на NH3 (1850,
реакция Гофмана),
превращение первичных аминов визонитрилы (1868) и др.
Иосиф (Юзеф) (1876-1957) -
польский пианист и композитор.Концертировал в России в 1895-1913; с 1899 жил в США. Прославился какисполнитель произведений Шопена.
Профессор и
директор Музыкальногоинститута
Кертис в Филадельфии (1924-38).
(Hoffmann) Эрих (1868-1959) -
немецкий дерматовенеролог. Совместнос Ф. Шаудином открыл (1905) возбудителя сифилиса.
Труды по диагностике илечению венерических болезней.
Определение слова «Гофман» по БСЭ:
Гофман (Hofmann)
Август Вильгельм (8. 4. 1818, Гисен, - 5. 5. 1892, Берлин), немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского университета. С 1845 первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором работал 20 лет. С 1861 президент Лондонского химического общества. В 1865 занял кафедру химии в Берлинском университете (1865-92). В 1868 основал Германское химическое общество и его печатный орган. Был председателем этого общества до 1892.
В 1841 Г. обнаружил в каменноугольной смоле анилин и хинолин. В 1845 Г. выделил из каменноугольного дёгтя бензол; обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин. Этим Г. усовершенствовал реакцию Н. Н. Зинина. В 1850 Г. показал, что при нагревании йодистого этила C2H5I с аммиаком могут быть получены Амины. В 1881 Г. предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (см. Гофмана реакции).
Работы Г. и его школы имели большое значение для создания промышленной переработки каменноугольной смолы и производства синтетических красителей. Г. синтезировал (1858) краситель анилиновый красный (фуксин) и установил его состав (1861); выяснил строение некоторых др. красящих веществ и получил ряд трифенилметановых красителей.
В 1871 Г. совместно с К. А. Марциусом открыл перегруппировку типа
C6H5 - NH - CH3 → CH3 - C6H4 - NH2.
Г. нашёл способ образования первичных аминов из амидов кислот действием на них брома и щёлочи (1881).
Соч.: Ьber eine sichere Reaktion auf Benzol, «Annalen der Chemie und Pharmacie», 1845, Bd 55, Н. 2.
Лит.: Шорлеммер К., Возникновение и развитие органической химии, пер. с англ., М., 1937; Volhard J. und Fischer E., August Wilhelm von Hofmann. Ein Lebensbild, B., 1902.
А. В. Гофман.
Гофман (Hofman)
Иосиф (Юзеф) (20.1.1876, Подгуже, близ Кракова, - 16.2.1957,
Лос-Анджелес), польский
пианист, педагог и
композитор. Ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. С 1898 жил в США, в 1924-38
профессор и директор Музыкального института Кёртис в Филадельфии. Концертировал в 1894-1946; в России - в 1896-1913
(почти ежегодно).
Г. - один из крупнейших пианистов мира. Его игра при безупречном
мастерстве и техническом блеске отличалась сочетанием классической ясности с романтической
поэтичностью. Репертуар Г. был
исключительно обширен; с особенным успехом исполнял пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а
также Мошковского.
Автор музыкальных
сочинений, главным образом салонных пьес. Написал книгу о фортепианном
исполнительстве, содержащую
воспоминания об А. Г.
Рубинштейне -
«Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (1915, рус. пер. 1961).
Лит.:
Коган Г..
Иосиф Гофман, «Советская музыка», 1956, № 12; его же, Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Баринова М. Н.,
Воспоминания о И. Гофмане и Ф.
Бузони, М., 1964.
Гофман (Hoffmann)
Курт (р.12.11. 1910,
Фрейберг), немецкий
кинорежиссёр (ФРГ). В кино с 1931, с 1938 выступает как
режиссёр. Поставил
несколько развлекательных фильмов. В 50-60-х гг. Г.,
творчески используя
приёмы политического
кабаре, мюзик-холльных ревю и кинооперетт, создал
сатирические музыкальные фильмы в форме пародийно-гротескного эстрадного
обозрения -
«Мы вундеркинды» (1958; золотая
медаль на 1-м Международном
кинофестивале в Москве) или
феерические кинооперетты - «Привидения в замке Шпессарт» (1961;
премия за лучшую
кинокомедию на 2-м Международном кинофестивале в Москве) и др. Его фильмы отмечены антифашистской
направленностью, в них разоблачается античеловеческая
сущность фашизма. Снял фильм
«Дом на Карпфенгассе» (1964,
кино- и
телевизионный вариант). Г. поставил фильмы-экранизации: «Фокус-покус» (1953, по К. Гёцу), «Признания авантюриста Феликса Крулля» (1957, по Т. Манну), «Брак господина Миссисипи»
(1961, по Ф.
Дюрренматту). За выдающееся кинематографическое мастерство Г. присуждена премия им. Э. Любича (1958). Поставил также фильмы: «Фанфары любви» (1951), «Харчевня в Шпессарте» (1958), «Завтра в семь мир ещё
будет в порядке»
(1968) и др.
Л. Я.
Новодворская.
Гофман (Hoffmann)
Макс (25. 1. 1869, Хомберг, - 8. 7. 1927, Бад-Рейхенхалль), германский
военный деятель и
писатель, генерал-майор. Окончил
Академию Генштаба (1901), служил в разведывательном
управлении Генштаба. В 1904-05 в германской военной миссии при 1-й японской армии во
время русско-японской
войны. В начале 1-й
мировой войны 1914-18
генерал-квартирмейстер 8-й армии, в
период Восточно-Прусской
операции 1914 выступил
против отхода за Вислу и в
значительной мере способствовал организации разгрома 2-й русской армии. В 1914-16 генерал-квартирмейстер штаба Восточного фронта, с
августа 1916
начальник штаба
главнокомандующий Восточным фронтом. В декабре 1917 - феврале 1918 был фактическим главой германской делегации во время мирных переговоров с Советской Россией в Бресте. Занимая
резко антисоветскую позицию, был
вместе с тем сторонником
заключения мира с Россией для
достижения победы на Западе. В августе 1918 предлагал
начать войну против Советской России. С ноября 1918 главнокомандующий Восточным фронтом. В 1919 пытался
организовать германскую военную интервенцию в Россию. С 1920 в
отставке. Проявил себя как
авантюрист профашистского толка. В своих работах по истории 1-й мировой войны критиковал германское
командование за то, что оно
якобы упустило победу.
Соч.: Tannenberg. Wie es wirklich war, В., 1926; в рус. пер.:
Война упущенных возможностей, М. - Л., 1925;
Записки и
дневники. 1914-1918, Л., 1929.
Гофман (Hoffmann)
Фридрих (19.2. 1660,
Галле, - 12.11.1742, там же), немецкий
терапевт. Учился в Йене,
затем у известного английского
естествоиспытателя Р. Бойля. С 1694 профессор клинической медицины в Галле. Находился под влиянием философских взглядов Г. В. Лейбница; в медицинских воззрениях примыкал к ятрофизикам. Г. развил
«динамическое»
учение о
движении в
организме (крови, пищеварительных
соков) как основе
здоровья и о
прекращении движения как причине заболевания.
Все силы организма и
обусловленные ими процессы, по мнению Г., связаны с материей и проявляются в движении
действии, противодействии, сокращения и
расширении. «Движения», или «тонус» организма регулируются, по Г., нервным флюидом (эфиром), исходящим из мозговых желудочков.
Избыток флюида ведёт к сокращениям, спазму,
недостаток - к атонии.
Терапия, по Г., сводится либо к
успокоению, опорожнению при повышенном тонусе и усиленных движениях флюида, а
следовательно, соответствующем
состоянии тканей и систем, либо к
возбуждению, раздражению при пониженном тонусе и ослабленных движениях флюида.
Г.
широко применял диету,
кровопускание, минеральные воды; ввёл в медицинскую
практику ряд новых лекарств (гофманские
капли, эликсир Гофмана «бальзам жизни»). В 18 в.
система Г. была популярна
среди медиков многих стран.
Соч.: Medicina rationals systematica, v. 1-9, Halle, 1718-40.
Лит.:
Гезер Г.,
Основы истории медицины. пер. с нем.,
Казань, 1890.
Гофман (Hoffmann)
Эрих (25. 4. 1863, Вицмиц, - 8. 5. 1959, Бонн), немецкий дермато-сифилидолог. Окончил Берлинский университет; в 1908-09 профессор в Галле, с 1910 профессор Боннского университета. В 1905 совместно с Ф. Шаудином открыл
возбудителя сифилиса - бледную
спирохету. Основные
работы посвящены
изучению экспериментального сифилиса, вопросам его
диагностики и лечения, а также изучению некоторых
заболеваний кожи.
Соч.: Morphologic und Biologic der Spirochaeta Pallida, в кн.: Handbuch der Hautund Geschlechtskrankheiten, hrsg. von J. ladassohn, Bd l5, Tl 1, B., 1927.
Лит.: Lцhe H., Erich Hoffmann. Zum 85. Geburtstag am 25. April 1953, «Dermatologische Wochenschrift», Bd 127, 1953, S. 409; Boas H., Erich Hoffmann, «Acta dermatologica», 1959, v. 39, № 3.
Гофман -
Эрнст Карлович (3. 1. 1801 - 23. 5. 1871,
Тарту), русский путешественник и
геолог. В 1823-26 участвовал в кругосветном
плавании О.
Коцебу. Читал лекции в Дерптском (1833-36), Киевском (1837-42) и Петербургском (1845-1863) университетах. В 1847 возглавлял экспедицию Русского географического общества на
Северный Урал, проводившую
исследования также в 1848 и 1850. Экспедиция открыла
хребет Пай-Хой, собрала
сведения по геологии, растительности, животному миру,
этнографии. В 1853-59 изучал геологию Среднего Урала. Именем Г. назван
ледник на г.
Сабля (Урал).
Соч.: Общая
ориктогнозия, или учение о признаках минералов, К., 1840; Северный Урал и
береговой хребет Пай-Хой, т. 1-2, СПБ, 1853-56 (совм. с М. Ковальским); Об гипсометрических отношениях хребта Уральского, пер. с нем., СПБ, 1860.
Гофман (Hoffmann)
Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776,
Кёнигсберг, - 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный
критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал
юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции.
Новеллы Г.
«Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные
страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в
сборнике «Фантазии в духе
Калло" (т. 1-4, 1814-15). В
повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе
«Элексир дьявола» (1815-16)
действительность предстаёт как
стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные
нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка
«Крошка Цахес по
прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический
характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1-2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1-4, 1819-21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил.
Неоконченный роман
«Житейские
воззрение кота Мурра» (1820-22) -
сатира на немецкое
филистерство и феодально-абсолютистские
порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.
Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его
новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан»,
диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера»,
введённых в
роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. создал
трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.
Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский,
утверждая, что
фантазия Г. противостоит «...пошлой
рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. за
отрыв от «...живой и полной действительности»
(Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).
Музыке Г. учился у
своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740- 1792), позднее брал
уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество,
симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804-07). В 1807-13 работал как дирижёр, композитор и
декоратор в театрах
Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена.
Многие свои статьи о музыке печатал в
«Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).
Один из основоположников романтической
музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её
существенные тенденции, показал
трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как
особый мир
(«неведомое царство»),
способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о
сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.
Произведения Г. оказали
влияние на К. М.
Вебера, Р. Шумана, Р.
Вагнера. Поэтические образы Г. получили
воплощение в
творчестве Р. Шумана («Крейслериана"), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»),
А. Ш.
Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили
произведения Г. - «Мастер
Мартин и его подмастерья»,
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. -
герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).
Г. -
автор первой нем. романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.
Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1-15, Lichtenstein - Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-8, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-7, М., 1929-30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1-3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964;
Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.
Лит.:
Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И.,
Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института.
Кафедра истории
всеобщей литературы», 1937, в. 3;
Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922;
Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776- 1822,
"Музыкальное образование", 1926, № 3-4;
Ферман В. Э., Немецкая романтическая
опера, в его кн.:
Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805-1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender K
ьnstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikдsthetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Kцln, 1954.
С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.
Э. Т. А. Гофман.
Гофмаклер
Гофман
Гофман К.