Гофмансталь

Гофмансталь в Энциклопедическом словаре:
Гофмансталь - (Hofmannsthal) Хуго (Гуго) фон (1874-1929) - австрийскийписатель. Произведения в духе неоромантизма и символизма: одноактные драмы(''Смерть Тициана'', 1892), лирика (''Избранные стихи'', 1903). Эстетическиевзгляды - в книге ''Поэт и наше время'' (опубликована 1907).

Значение слова Гофмансталь по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гофмансталь (Hugo von Hofmannsthal, род. в 1874 г.) — поэт и драматург; принадлежит к группе молодых немецких символистов, преследующих главным образом эстетические цели. Г. выступил очень рано, сначала под псевдонимом Теофиля Моррена, с драматическим эскизом "Gestern" (1891), затем, под псевдонимом Лорриса, с драматической пьесой "Der Thor und der Tod" (1894). Его "открыл" Герман Бар, прославлявший двадцатилетнего юношу за его лирику (пролог к "Анатолю" Шнитцлера), драматические опыты и критические фельетоны о новой литературе. Бар отметил нервный модернизм Г., смесь болезненной изысканности вкуса с любовью к полной жизни, лиризма с почти циничной разочарованностью, эстетизма с натурализмом. И таким Г. остался и в дальнейшем развитии своего творчества. Он пишет драмы лирического характера, драмы настроений, в которых воспевает полноту жизни на фоне декоративной старины, обыкновенно итальянской, в особенности венецианской жизни. В этом духе написана уже его первая драма "Gestern", проповедующая наслаждение преходящим моментом: "Все вчерашнее ложь, все сегодняшнее — правда". "Смерть Тициана" — одна из самых ясных его драм. Сам умирающий герой не появляется на сцене, но его приближенные славят творца красоты и его полно, а след., и прекрасно прожитую жизнь. "Der Thor und der Tod" (1894) — сетования на утраченную, не использованную жизнь. Три дальнейшие пьесы Г.: "Die Frau am Fenster", "Die Hochzeit der Sobaïde", "Der Abenteuerer und die Sä ngerin" соединены под названием "Theater in Versen" (1899). Все они недраматичны, но лирически воссоздают внутренний мир ощущений, который для поэта важнее действительности. Основная тема всех этих трех пьес — искание пышных, красочных отражений жизни. Наиболее сильная из трех пьес — "Авантюрист и певица", в которой подчеркнута трагическая ирония судьбы. Из новейших произведений Г. выдается "Электра", в которой героиня Софокла воссоздана в духе извращенного модернизма; мотив мести выдвинут на первый план и превращен в какую-то бешеную пляску эротической кровожадной натуры. "Электра" Г. более напоминает "Саломею" Оскара Вильда, чем греческую героиню, но самое воплощение этой декадентной гречанки чрезвычайно виртуозно и производит сильное впечатление. В исполнении прославившейся "модернистской" актрисы Эйзольд "Электра" имела большой успех в Германии. Новейшая драма Г. — тоже переработка старой пьесы: трагедии "Спасенная Венеция" старого английского драматурга Отвэя. З. В.

Определение слова «Гофмансталь» по БСЭ:
Гофмансталь - Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, - 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократической семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90-х гг. Отдал дань импрессионизму, символизму, неоромантизму. Неприятие буржуазной действительности и бескрылого натурализма в литературе привело Г. к культу красоты и наслаждений (одноактная драма «Смерть Тициана», 1892).
В его сборнике «Стихотворения и маленькие драмы» (1907) наряду с ущербными настроениями выражена мечта о полноценной жизни, которую не могут дать эстетизм и гедонизм (пьеса «Безумец и смерть», 1894, изд. 1899). Однако в вольных переработках трагедий Софокла и Еврипида.
(«Электра», 1904-06, «Эдип и сфинкс», 1906) герои воплощают жестокость, патологическую чувственность или являются безвольными жертвами рока. В стилизациях под средневековые мистерии («Всякий человек», 1911; «Зальцбургский большой театр жизни», 1922)
углубляются декадентские идеи пессимизма и мистика. К Октябрьской революции в России Г. отнёсся враждебно, аристократически отвергнув власть народа (драма «Башня», 1925).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-12,. Fr./M., 1947-56; Die Gedichte und kleinen Dramen, Lpz., 1958; в рус. пер. - Драмы, М., 1906.
Лит.: Аксельрод И., Литературно-критические очерки, Минск, 1923; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Hammelmann H. A., Hugo von Hofmannsthal,. New Haven, 1957; Hamburger M.,. H. von Hofmannstha], Gцtt., [1964]: Weber H., H. von Hofmannsthal. Bibliographie..., B., 1966.
Г. С. Слободкин.

Гофман Фон Фаллерслебен    Гофмансталь    Гофмаршал