Гоцци

Гоцци в Энциклопедическом словаре:
Гоцци - Карло (1720-1806) - итальянский драматург. Брат Г. Гоцци. Сказки(фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте:''Любовь к трем апельсинам'' (1761), ''Король-олень'' (1762), ''Турандот''(1762) и др.; трагикомедии в манере испанской ''комедии плаща и шпаги'';''Бесполезные мемуары'' (1797) о жизни театральной Венеции.


(Gozzi) Гаспаро (1713-86) - итальянский писатель и критик. Брат К.Гоцци. Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры(''Послания'', 1745-81) и пародии (''Приятные стихи современного автора'',1751; ''Семейные письма'', 1755), рассказы, пьесы, критические эссе.

Определение слова «Гоцци» по БСЭ:
Гоцци (Gozzi)
Гаспаро (4. 12. 1713, Венеция, - 26. 12. 1786, Падуя), итальянский поэт, критик и журналист. Защищал театральную реформу К. Гольдони, выступая против своего брата - драматурга К. Гоцци. Один из пионеров итальянской журналистики, Г. издавал
«Гадзетта Венета» («Gazetta Veneta», 1760-62; переиздавалась в 1915 во Флоренции), где всю сатирическую хронику писал сам, а также «Оссерваторе» («Osservatore», 1761; переиздавалась в 1897 во Флоренции). В письмах Г. красочно представлены венецианские нравы его времени
(«Семейные письма», 1755, новое издание 1808). Автор стихотворных сатир («Послания») и пародий (сборник «Приятные стихи современного автора», 1751), полемическое эссе в защиту Данте («Суждение древних поэтов о современной критике Данте», 1758).
Рассказы Г. оказали влияние на романтическую немецкую прозу.
Соч.: Scritti scelti, Torino, 1960.
Лит.: Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII века, Л., 1966.
И. Н. Голенищев-Кутузов.


Гоцци (Gozzi)
Карло (13. 12. 1720, Венеция, - 4. 4. 1806, там же), итальянский драматург. Потомок знатной, но разорившейся семьи. Был военным. С 1744 посвятил себя литературе и театру. В борьбе с просветительской драматургией К. Гольдони Г. создал оригинальный жанр театральной сказки - фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и некоторые принципы комедии дель арте (персонажи - маски; диалектическая импровизация и т. д.):
«Любовь к трём апельсинам» (1761), «Ворон» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762), «Зелёная птичка» (1765) и др. Для фьяб Г. характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, архаического литературного языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти, высмеивали буржуазный эгоизм и вместе с тем ставили своей задачей
«воспитание низших классов» в духе религии и слепого повиновения государям («Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра»). Г. написал также 23 трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»
и «Бесполезные мемуары» (1797), содержащие красочную картину жизни театральной Венеции. В Италии Г. был быстро забыт, но его фьябы вызвали большой интерес у Ф. Шиллера, у немецких и французских романтиков. Е. Б. Вахтангов блестяще поставил
«Турандот» (1922). По мотивам «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьевым создана одноименная опера.
Соч.: Le Fiabe, a cura di Е. Masi, Bologna, 1884; в рус. пер. - Сказки для театра, вступительная ст. С. С. Мокульского, М., 1956.
Лит.: Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966.
Р. И. Хлодовский.
К. Гоцци.

Гоцинский    Гоцци    Гоццоли