Гропиус

Гропиус в Энциклопедическом словаре:
Гропиус - (Gropius) Вальтер (1883-1969) - немецкий архитектор, дизайнер итеоретик архитектуры. Основоположник функционализма, разрабатывалрационалистические принципы в архитектуре и дизайне. Основатель и директор(1919-28) ''Баухауза''. С 1937 работал в США. Создал новые архитектурныеформы, выявляя во внешнем облике построек их функциональное назначение(фабрика ''Фагус'' в Альфельде, 1911-16).

Определение слова «Гропиус» по БСЭ:
Гропиус (Gropius)
Вальтер (18.5. 1883, Берлин, - 5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников Функционализма, последовательно разрабатывавший принципы Рационализма в архитектуре. Учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903-07), испытал влияние П. Беренса, ассистентом которого был в 1907-10. Г. стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм; например, ленты остекления, опоясывающие здание обувной фабрики
«Фагус» в Альфельде (Н. Саксония, 1911, совместно с А. Мейером), подчёркивают лёгкость навесной стены. В административном здании на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне (1914) выразительно противопоставление кирпичных стен лёгким металлическим конструкциям и остеклению. В 1918 Г. возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их под названием
«Государственный Баухауз» в 1919. В период работы в «Баухаузе» одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в современной архитектуре и Дизайне, которые заложены в индустриальном производстве; Г. занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном производстве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустриальном домостроении Г. видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. После столкновения с консервативными властями Веймара Г. переводит
«Баухауз» в Дессау, где строит для него новое здание (1925-26), которое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистической архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. В конце 20-х гг. Г. устанавливает тесные связи с мастерами сов. Конструктивизма. В 1928 Г. переехал в Берлин, посвятив себя проблеме т. н. дешёвых жилищ (см. Жилище). Г. разработал приём
«строчной застройки», при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (поселок Даммершток близ Карлсруэ, 1927-28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с архитектором М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936-39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США, в 1937-52 профессор (с 1938 руководитель) архитектурного отделения Гарвардского университета в Кембридже. Построил промышленный посёлок Нью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совместно с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение которых подчинялось рельефу местности. В 1946 Г. организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архитектурные комплексы зданий Гарвардского университета в Кембридже (1949-50) и университета в Багдаде (строительство начато в 1961); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строительной техники, построил неоклассическое здание посольства США в Афинах (1957-1961), небоскрёб авиакомпании
«Панамерикан эрлайнс» в Нью-Йорке (1963).
Соч.: Internationale Architektur, Mьnch., 1925; Bauhausbauten in Dessau, Mьnch., 1930; The new architecture and the Bauhaus, L., [1935]; Wege zu einer optischen Kultur. Fr./M., 1956; в рус. пер. - Границы архитектуры, М., 1971.
Лит.: Giedion S., Walter Gropius. Mensch und Werk, Stuttg., 1954; Argan G. C., Walter Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957]; Fitch J. M., Walter Gropius, N. Y., 1960.
А. В. Иконников.
«Баухауз» в Дессау. 1925-26. Кабинет директора.

Светильник.

Муниципальная биржа труда в Дессау. 1927-28. Интерьер.

Автомобиль «Адлер». 1930.

Дом Леви в Лондоне. 1936 (совм. с М. Фраем).

Общежития Гарвардского университета в Кембридже (США). 1948-50 (с соавторами).

Сельский колледж в Импингтоне (Великобритания). 1936-39 (совм. с М. Фраем).

Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером).

Фабричное и административное здания на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне. 1914 (совм. с А. Мейером).

Комплекс «Баухауза» в Дессау. 1925-26.

В. Гропиус.

Гроот    Гропиус    Грос